Содержание Пояснительная записка I. Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса II. Цель и задачи воспитания III. Виды, формы и содержание деятельности 3.1. Модуль «Традиции детского сада» 3.2. Модуль «Непосредственно образовательная деятельность» 3.3. Модуль «Детско-взрослые сообщества» 3.4. Модуль «Музейная педагогика» 3.5. Модуль «Ранняя профориентация» 3.6. Модуль среды» «Организация развивающей предметно-пространственной 3.8. Модуль «Работа взаимодействие с родителями» IV. Основные направления самоанализа воспитательной работы V. Литература Приложения Приложение 1. Календарный план воспитательной работы Пояснительная записка Рабочая программа воспитания (далее - Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Свердловской Области, Сысертского района, с. Бородулино (далее – ДОУ). Содержание Программы разработано на основе следующих нормативноправовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). 5. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. 6. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). 7. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р. 8. СП 2.4.3648-20 Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Программа учитывает: - «Примерную программу воспитания», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ, и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули — это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольном учреждении. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в Программе задач воспитания. То есть: одна задача – один модуль. Коллектив ДОУ вправе разрабатывать и включать в Программу те модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал детского сада с учетом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов. К Программе прилагается календарный план воспитательной работы. I. Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса Программа учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт1.2.): - поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; - уважение личности ребенка. Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы. Основные традиции воспитательного процесса в нашем ДОУ: 1. Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога. 2. Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками. 3. Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий. В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают консультационную, информационную и технологическую поддержку своим коллегам ворганизации воспитательных мероприятий. 4. В детском саду создана система методического сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы. 5. Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются уголки, организованные в каждой группе дошкольного учреждения. II. Цель и задачи воспитания В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304- ФЗ). Исходя из данного определения сформулирована общая цель воспитания в ДОУ: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах. Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи: 1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий. 2. Реализовать воспитательные возможности детско-взрослых сообществ, основанных на коллективной практической деятельности. 3. Использовать в воспитании детей возможности организованной образовательной деятельности (ООД). 4. Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края на основе музейной педагогики. 5. Организовать раннюю дошкольного возраста. профориентационную 6. Использовать воспитательный ресурс предметно-пространственной среды ДОУ. работу с детьми развивающей 7. Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста. Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым; - уважать старших и заботиться о младших; - стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; - быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца; - любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество; - беречь и охранять окружающую природу; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни. На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятыенормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения. III. Виды, формы и содержание деятельности Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОУ. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Традиции детского сада» Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности. В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста. Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых. Задачи: 1. Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми. 2. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп. 3. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка; старший- младший; член коллектива; житель своего села, гражданин своей страны. 4. Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий. 5. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности. 6. Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям. Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа. Традиционным для дошкольного учреждения является проведение: на уровне ДОУ: ➢ общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства», «День России», «День матери»); ➢ сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Масленица»); ➢ тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя»); ➢ социальных и экологических акций («Открытка для ветерана», «Чистые дорожки», «Кормушка для птиц»); на уровне группы: ➢ ➢ ➢ ➢ «Утро радостных встреч»; «День рождения»; «Чистая пятница»; «Портфолио группы». Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественноэстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие. 2. Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий. Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры. 3. Творческие мастерские и детские студии. В мастерских и студиях ребята занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Делают различные макеты, лэпбуки, экологические мобили, подарки, поделки для выставок, социальных акций. Совместно с воспитателями и родителями изготавливают атрибуты для совместных мероприятий. 4. Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные. Традиционными в детском саду стали выставки детских работ «Мой любимый детский сад», «Защитники Отечества», «День Победы», фотовыставки «Наши папы удалые», «Люблю тебя, мой край родной», «Мама, бабушка и я – рукотворная семья», 5. Ярмарки достижений. На ярмарках представляются творческие работы детей. Активно привлекаются родители для участия в ярмарках семейного творчества по различным направлениям. 6. Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники, родители и воспитанники дошкольного учреждения. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную жизненную позицию. 7. Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития дошкольников. 8. Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной. 9. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту. 3.2. Модуль «Непосредственно образовательная деятельность» В детском саду процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка, не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо. Тем не менее, в ДОУ усилена воспитательная составляющая организованной образовательной деятельности (ООД), где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др. В содержание ООД включается материал, который отражает духовнонравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России. Цель деятельности педагога: создание условий личностных качеств детей дошкольного возраста. для развития В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей: Образовательная область Социальнокоммуникативное развитие Основные задачи воспитания Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Поощрять стремление в своих поступках следовать положительному примеру, быть полезным обществу. Развивать коммуникативные качества: ➢ Способность устанавливать и поддерживать межличностные контакты. ➢ Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям. ➢ Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине, родному дому, семье. ➢ Поощрять проявление таких качеств, как отзывчивость, справедливость, скромность, трудолюбие, дисциплинированность. ➢ Обогащать представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. ➢ Воспитывать уважение к народам мира, их культуре и традициям. Познавательное Приобщать детей к истории, культуре и развитие традициям народов родного края. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей. Формировать положительное и бережное отношение к природе. Способствовать желанию самостоятельно добывать знания посредством наблюдения, слушания книг, экспериментирования, обсуждения, рассматривания иллюстраций. Формировать позитивное и ценностное отношение к планете Земля как общему дому человеческого сообщества. Речевое развитие Развивать все стороны устной речи дошкольников для общения с другими людьми на различные темы. Формировать умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения. Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность и корректность. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию литературных произведений, умению высказать свое личностное отношение к героям сказок, рассказов, стихотворений. Поощрять способность аргументированно отстаивать свою точку зрения в разговоре, приучать к самостоятельности суждений. ХудожественноСоздавать благоприятные условия для эстетическое развитие раскрытия творческих способностей детей. Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при восприятии произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства. Обращать внимание дошкольников на красоту окружающих предметов и объектов природы. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру. Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне посредством художественно-эстетической деятельности. Стимулировать сопереживание персонажам музыкальных и изобразительных произведений. Физическое развитие Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Воспитывать культуру еды. Развивать физические качества дошкольников через приобщение к народным играм и забавам. Поощрять стремление детей участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях. В процессе ООД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социальноценностные представления. Образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и физической деятельности. 2. Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры- приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). Применяются для развития у дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания положительного эмоционального фона. 3. Обсуждение. Детям демонстрируются примеры нравственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения проблемных ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные представления воспитанников, сформированность их личных норм и правил. 4. Коммуникативные игры. Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой вовлечённости каждого ребенка. обстановки и эмоциональной 5. Дидактические игры. Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование. 6. Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается творческая самостоятельность и инициатива. 7. Игры-практикумы. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. 8. Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы по различным направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни. 3.3. Модуль «Детско-взрослые сообщества» Детско-взрослые сообщества в ДОУ организуются по инициативе детей и взрослых на основе социально значимых целей, партнерства и сотрудничества. Воспитание дошкольников в данном случае происходит в процессе социальной одобряемой деятельности. В рамках этой деятельности ребенок учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми и свое поведение в соответствии с общим делом. У него возрастает познавательный интерес к окружающему социальному миру, развивается эмоционально-личностная сфера, происходитстановление ценностных ориентаций. Цель организации детско-взрослых сообществ: воспитание детей дошкольного возраста в коллективе посредством практической совместной деятельности, направленной на пользу общества. Задачи: 1. Формировать сверстниками. умение взаимодействовать со взрослыми и 2. Формировать умение выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. 3. Способствовать формированию положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе. 4. Развивать нравственные качества личности ребенка. 5. Развивать основы социального самоконтроля и самосознания. 6. Развивать самостоятельность и инициативу. Главное – чтобы дети поняли важность своих совместных дел.Полученные социальные знания должны превратиться в личное убеждение и внутреннюю потребность соблюдать законы и правила общества, оценивать свои действия и действия других на основе собственного сформированного социальноличностного опыта. Учитывая возрастные возможности дошкольников, особенности режимадня, детско- взрослые сообщества в ДОУ организованы в рамках одной возрастной группы: - в младшей группе: «Малышкины книжки»; - в средней группе: «Юные инспекторы дорожного движения»; - в старшей группе: «Спасатели МЧС»; - в подготовительной к школе группе: «Юные волонтеры». Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественноэстетическая. Общими для всех детско-взрослых сообществ являются такие формы работы как: проекты, акции, тематические праздники. Детско-взрослое сообщество «Малышкины книжки» (младшая группа) Цель: формирование у детей младшего возраста бережного отношенияк книгам. Задачи: 1. Создать условия для развития интереса к книге посредством чтения, драматизации, продуктивной и игровой деятельности. 2. Обучать правильному обращению с книгой. 3. Приучать к несложному труду в книжном уголке: с помощью воспитателя подклеивать переплёт книги, изготавливать собственные книжки, поделки для игр-драматизаций. 4. Прививать любовь к книге. 5. Привлечь родителей к воспитанию у детей бережного отношения к книгам. Основные формы и содержание деятельности: 1. Чтение книг. Эмоционально-образное чтение взрослым сказок, стихотворений, потешек прививает любовь к книгам с самого раннего детства. Дети осознают, что благодаря книгам они знакомятся с героями произведений, их историями и приключениями, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления об окружающем мире. 2. Игры-драматизации. Данные игры включают инсценирование потешек, песенок, сказок, небольших литературных текстов с помощью игрушек или самими детьми. 3. Рассматривание изображений. Совместно с детьми в различные режимные моменты и в процессе ООД рассматриваются картины, картинки, рисунки, плакаты, альбомы и другие иллюстрированные пособия. 4. Дидактические игры. Применение дидактических игр способствует развитию интереса к книгам. Проводятся дидактические игры: «Из какой сказки герой?», «В какой книжке есть такая картинка?», «Добрые герои сказок», «Узнай книжку по обложке». 5. Эмоционально-образные беседы. В процессе беседы педагог раскрывает содержание сказки, говорит о характере героев, их действиях. Беседа способствует более глубокому пониманию сюжета и эмоциональному переживанию. Педагог предлагает угадать диалоги из знакомых сказок, стихов. 6. Игровые обучающие ситуации. Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используются игровые ситуации с включением персонажей фольклорных или художественных произведений, героев мультфильмов, которые напоминают эти правила. Например, приход Петрушки, Колобка, Маши-растеряши и др. 7. «Книжкина больница». Проводятся практические занятия по «лечению» книг: подклеиванию обложки, страниц, разрезанию бумажных полосок и др. Педагогу необходимо акцентировать внимание детей на результате деятельности, уточнять: что было до «лечения», а что – после. 8. Изготовление своих «книжек-малышек». В процессе данной продуктивной деятельности у детей развивается интерес к созданию книг, а также формируется бережное отношению к ним. Детско-взрослое сообщество «Юные инспекторы дорожного движения» (средняя группа) Цель: Создание условий для формирования у детей основ безопасного поведения на дороге и готовности помогать другим в соблюдении правил дорожного движения. Задачи: 1. Формировать знания детей о правилах дорожного движения. 2. Формировать практические навыки дороге, в транспорте, на остановках. поведения на 3. Развивать самостоятельность, ответственность, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления. внимание, 4. Обогащать опыт детей деятельностью, направленной на заботу о других людях. 5. Вовлечь родителей в образовательный процесс по формированию у своих детей знаний о ПДД. Основные формы и содержание деятельности: 1. Образовательные ситуации. В процессе этих ситуаций происходит обучение детей знаниям ПДД, а также формирование навыков и умений вести себя на дорогах, в транспорте, на остановках. 2. Сюжетно-ролевые игры. Данные игры создают все условия для освоения правил дорожного движения. У детей формируются различные навыки и умения по организации собственной деятельности в определённой ситуации. 3. Игры-тренинги. Игровой тренинг решает практические задачи. Моделируется конкретная ситуация, затрагивающая разные стороны взаимоотношений участников дорожного движения. 4. Подвижные игры. Благодаря данным играм развиваются межличностные отношения дошкольников. Игры создают атмосферу радости, вызывают положительные эмоции, а также закрепляют полученные знания и навыки. 5. Моделирование ситуации. В качестве модели могут быть предметызаместители, схемы, графики, мнемотаблицы и другие предметно схематические модели. С помощью моделирования дети лучше запоминают информацию. У них увеличивается объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, что позволяет в увлекательной форме решать развивающие и образовательные задачи. 6. Просмотр мультфильмов. С помощью мультфильмов появляется возможность разнообразить и обогатить комплекс методов, приемов и средств, используемых при работе с детьми. Благодаря интерактивному взаимодействию у дошколят формируются личностные механизмы поведения, возрастает интерес к освоению ПДД, происходит становление эмоциональноличностных ориентаций. Детско-взрослое сообщество «Спасатели МЧС» (старшая группа) Цель: Создание условий для формирования у дошкольников навыков безопасности собственной жизнедеятельности и умения помогать другим людям в освоении правил безопасного поведения. Задачи: 1. Формировать элементарные представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. 2. Формировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму. 3. Развивать сообразительность, способность не теряться в трудную минуту. 4. Обогащать социальный опыт детей, направленный на оказание помощи окружающим людям. 5. Приобщать родителей к формированию у детей навыков безопасного поведения и развитию у них социально значимых качеств личности. Основные формы и содержание деятельности: 1. Проблемные игровые ситуации. При решении проблемных ситуаций лучше усваиваются необходимые правила, основные направления социальных отношений, моделируется стратегия поведения для разрешения проблемы. 2. Ориентирование по карте. Картография в данном случае способствует ориентировке в пространстве, логическому мышлению, отображению и преобразованию действительности. 3. Тематические цифровые презентации. Посредством презентаций дети знакомятся с различной информацией по основам безопасности собственной жизнедеятельности. 4. Игры-практикумы. В процессе игр дети обучаются практическим приемам оздоровления, выхода из опасных ситуаций, конкретным действиям по оказанию помощи самому себе и другим людям. 5. Квест-игры. Посредством квестов дошкольники разгадывают загадки, выполняют какие-то действия и решают проблемы (как поступить, что сделать). Через деятельность они осваивают навыки безопасности. 6. Игры-эстафеты и игры-соревнования. Данные мероприятия дают возможность эффективно применить имеющиеся знания по безопасности жизнедеятельности на практике, вызывают эмоциональный отклик на происходящее. 7. Оздоровительные игры-задания и игры-тренинги. Способствуют формированию навыков здорового образа жизни, развивают двигательную активность. 8. Подвижные игры. В процессе данных игр совершенствуются движения, развиваются сила и ловкость. Формируется умение адекватно вести себя в различных ситуациях Детско-взрослое сообщество «Юные волонтеры» (подготовительная к школе группа) Цель: Создание условий для формирования позитивных установок удетей старшего дошкольного возраста на добровольческую деятельность. Задачи: 1. Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. в 2. Формировать желание участвовать в совместных проектах, акциях, играх и мероприятиях социально-нравственного характера. 3. Развивать эмоциональную отзывчивость, отношению к другим людям. 4. Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции социально - значимой деятельности. сопереживание по самостоятельности, собственных действий в 5. Воспитывать гражданственность, нравственность, патриотизм, трудолюбие, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. 6. Привлечь родителей к организации волонтерского движения с участием своих детей. Основные формы и содержание деятельности: 1. Социальные акции и проекты. Способствуют позитивной социализации ребенка через активную жизненную позицию и участие в добровольческой деятельности. Социальные акции организуются по следующим направлениям: защита окружающей природной среды, социальные праздники и значимые даты, помощь другим людям, формирование культуры здорового образа жизни, социально-значимые проблемы, понятные детям. 2. Творческая мастерская. В рамках мастерской дети изготавливают подарки, поделки, открытки другим людям к значимым датам, праздникам. 3. Концертная деятельность. Взрослые с дошкольниками разучивают концертные номера и спектакли для выступления перед младшими детьми, пожилыми людьми. 4. Проведение тематических вечеров, бесед. Предусматривается активная форма общения в детско-взрослой среде. Темами данных мероприятий могут быть встречи с известными людьми, взаимопомощь между людьми, помощь животным и другие направления социального характера. 5. Трудовая деятельность. Смысл трудовой деятельности заключается в оказании посильной помощи в расчистке снега на участке детей младших групп, в «огородных делах» пожилым людям, изготовлении кормушек для птиц и другой трудовой деятельности. 6. Технология группового сбора. Активная форма организации совместной деятельности педагога с детьми, в процессе которой каждый ребенок может проявить свою активность, предложив свои идеи по оказанию волонтерской помощи кому-либо, проведению какого-нибудь мероприятия. Групповой сбор способствует формированию у детей чувства сопричастности к добрым и нужным делам. 7. Организация фотовыставок, выставок рисунков. По итогам волонтерских мероприятий проводятся фотовыставки и выставки с целью представления итогов мероприятий. Это содействует более глубокому осознанию своей деятельности и пониманию социальной значимости событий. 3.4. Модуль «Музейная педагогика» Музейная педагогика является эффективным средством воспитания личности ребенка. Благодаря ей обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняется национальная культура, формируется бережное отношение к наследию народов России. Музейное дело раскрывает духовно-нравственный потенциал дошкольника и способствует освоению социально значимых представлений об окружающем мире. Кроме того, посредством создания различных музеев формируются конкретные знания детей о свойствах и отношениях предметов и объектов окружающего мира. Содержание модуля выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. Основная цель - приобщение детей к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края. Задачи: 1. Формировать элементарные окружающего мира. знания о предметах и объектах 2. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках России. 3. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине. К знаменательным датам и календарным временные музейные экспозиции: - «День Победы»; праздникамсоздаются - «Человек и космос»; - «Музей Деда Мороза» и др. В мини-музеях собраны предметы, отражающие народную культуру и быт: ➢ объекты растительного мира, реальные предметы быта, объёмные изображения (муляжи овощей, фруктов и др.); ➢ картины, предметные картинки, фотографии, предметносхематические модели; ➢ предметы декоративно-прикладного искусства; ➢ детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная), произведения национальной ➢ культуры (народные песни, сказки и др); ➢ игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки- забавы). Предметы и пособия в мини-музеях – это носители культурно- исторического опыта, способствующие формированию целостной картины мира у дошкольников. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, формирования социокультурной принадлежности. Развивающая предметно-пространственная среда постоянно пополняется и обновляется в соответствии с изучаемыми темами. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественно-эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Организованная образовательная деятельность. В рамках музея активно проводятся занятия по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию дошкольников. В качестве средств образовательной деятельности широко применяются материалы и оборудование музея. Дошкольники рассматривают книги и репродукции, старинные фотографии, карты, знакомятся с подлинными предметами и вещами, слушают рассказы об истории своего края и России, слушают и исполняют песни, а также читают стихи, сочиняют рассказы, задают вопросы, думают, размышляют и рассуждают. 2. Экскурсии. Педагогами продумана и составлена тематика экскурсий, которые проводятся для детей, родителей, гостей ДОУ. Экскурсоводами являются не только воспитатели, но и дети. 3. «Фольклорные посиделки». При ознакомлении детей с историей и культурой родного края или России обязательно включают произведения народного (регионального) фольклора. Используют потешки, стихи, песни, сказки, игры. Знакомятся с персонажами национального фольклора. 4. «Творческие мастерские». Дети с удовольствием участвуют в подготовке новых экспозиций, изготовлении экспонатов для выставок: игрушек, предметов народного быта и др. Интерес к музейному делу отражается в рисунках детей, аппликациях, в изготовлении коллажей, лэпбуков, макетов и других видах творческой деятельности. 5. Мини-спектакли. По тематике музея, на основе знакомых фольклорных произведений или разработанных педагогами сценариев, организуются творческие мини-спектакли. Театрализация стимулирует развитие личностных качеств и эстетических чувств. 6. Проекты. Проектная деятельность рассматривается нами как одна из наиболее действенных и результативных форм организации взаимодействия с детьми, при которой всесторонне развивается ребенок дошкольного возраста. Благодаря проектам активизируется речевая, творческая, познавательная деятельность, формируются и закрепляются знания по тематике музеев у всех участников: детей, педагогов, родителей. 3.5. Модуль «Ранняя профориентация» Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире. С помощью ранней профориентации у ребенка дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему социуму, к труду взрослых, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных предпочтений к той или иной профессии. Цель: создание условий для ранней профессиональной детей дошкольного возраста. Задачи: ориентации у 1. Формировать максимально разнообразные представления детей о профессиях. 2. Формировать умение воссоздавать профессиональный мирвзрослых в различных видах детских игр и игровых ситуаций. 3. Развивать познавательный интерес к труду взрослых. 4. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда,его общественной значимости. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественно-эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Беседы. Эта форма является важной составляющей при формировании у дошкольников представлений о труде взрослых. Посредством беседы педагог не только знакомит детей с различными профессиями, но и представляет значимость и полезность труда для общества, способствует воспитанию у детей эмоционально-ценностного отношения к труду. 2. Организованная образовательная деятельность. В дошкольном учреждении разработаны конспекты занятий по ознакомлению с профессиями воспитателя, учителя, врача, повара, водителя, полицейского, сотрудника МЧС и др. Создан учебно-методический комплект для проведения НОД: планирование, картотеки игр и образовательных ситуаций, пособия, информационно-познавательные презентации. 3. Чтение литературы. В ДОУ сформирована «библиотека профессий», где собраны разнообразные произведения детской художественной литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность. В процессе обсуждения педагоги обращают внимание дошкольников на трудолюбивых героев и персонажей произведений, на особенности и результаты трудовой деятельности. Дети знакомятся систематическими стихами, пословицами, поговорками. 4. Профориентационные игры. Применяются разнообразные игры, способствующие ознакомлению с профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные, игры-квесты, игры-драматизации. В игре появляется возможность проявить свои знания и умения. Особое внимание уделяется сюжетно- ролевым играм. 5. Экскурсии на производство. Благодаря экскурсиям дети получают возможность увидеть реальные условия, существенные характеристики и особенности той или иной профессии, лично познакомиться с представителями профессии. Экскурсии имеют большой воспитательный потенциал в воспитании у детей уважения и любви к труду. 6. Просмотр видеофильмов и презентаций. В детском саду создано электронное «Портфолио профессий», в котором представлены фотографии, цифровые презентации, видео-экскурсии, научно-популярные фильмы, отрывки из художественных и мультипликационных фильмов по многим профессиям. После просмотра цифровых материалов происходит обсуждение, составление рассказов о профессиях. 7. Хозяйственно-бытовой труд. Это активная форма общения и взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации и ранней профориентации ребенка. В процессе различных видов хозяйственно-бытового труда у детей формируются элементарные трудовые навыки и умения, развиваются социальные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, самоконтроль и самосознание. 8. «Мастерская профессий». В мастерской ребята оформляют лэпбуки по профессиям, изготавливают атрибуты к играм, конструируют. В изобразительной деятельности отображают свои знания и отношение к профессиям. 9. Проекты. Педагоги активно разрабатывают проекты о разных профессиях. Проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и дает возможность построить взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. 3.6. Модуль «Организация развивающей предметно-пространственной среда» Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметнопространственная среда (РППС). При грамотном проектировании РППС в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической безопасности. Необходимым компонентом воспитания является и художественноэстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми. Цель: создать условия для реализации воспитательного потенциалапредметнопространственной среды ДОУ. Задачи: ➢ Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности. ➢ Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых. ➢ Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения. ➢ Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно с педагогами оформляют Центры активности в группе. Например, изготавливают «книжки-малышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д. Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают какие- то предметы и затем применяют их в процессе различныхвидов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда. 2. Совместное оформление помещений ДОУ. В рекреациях, коридорах, лестничных пролетах, вестибюле детского сада традиционно оформляются фотовыставки, фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться с работами и интересными делами других детей. 3. Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает оформление предметно-пространственной среды ДОУ к значимым событиям и праздникам. Это могут быть: День открытых дверей, Новый год, День Победы, День театра и другие конкретные событийные мероприятия. Дети совместно со взрослыми изготавливают атрибуты, подарки, сувениры, рисуют открытки, флажки, цветочки и пр. 4. Благоустройство территории ДОУ. Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке территории детского сада, но и к посильной помощи в озеленении и благоустройстве участков, тем самым обогащают художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром. 3.7. Модуль «Взаимодействие с родителями» Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе. Задачи: 1. Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста. 2. Оказать психолого-педагогической воспитании ребенка. поддержку родителям в 3. Объединить усилия педагогов и семьипо дошкольников посредством совместных мероприятий. воспитанию Основные формы и содержание работы с родителями: 1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка. 2. Консультации. Это самая распространенная форма психологопедагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий. 3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей. 4. Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности. 5. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса. 6. «Родительская школа». Добровольное объединение родителей. Раз в месяц проводятся тематические встречи, на которых специалисты и воспитатели предлагают обсуждение вопросов и решением проблем по конкретным темам. Очень часто тема встречи запрашивается родителями. Поддержка родительских инициатив способствует установлению доверительных партнерских отношений межу педагогами и семьями воспитанников. 7. «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит мессенджер WhatsApp и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы. 8. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Ежемесячно проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей. 9. «Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и других мероприятий. 10. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей. 11. Родительские конференции. На данном мероприятии родители делятся своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения раскрывают тему конференции. IV. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ воспитательной работы в ДОУ осуществляется ежегодно старшим воспитателем и воспитателями. Цель: выявление основных проблем последующее их решение. воспитательного процесса и Самоанализ проводится по двум направлениям: 1. Результаты воспитания, дошкольного возраста. Критерием данного развития детей. социализации направления является и саморазвития детей динамика личностного Анализ осуществляется воспитателями и старшим воспитателем, затем результаты обсуждаются. Основной метод получения информации - педагогическое наблюдение. Это может быть наблюдение за поведением детей в процессе режимных моментов, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в игровой и коммуникативной деятельности. Особое внимание уделяется наблюдению за поведением ребёнка в тех ситуациях, которые побуждают его делать тот или иной ценностный выбор (ситуация конфликта, нравственного выбора и др.). Кроме этого, можно использовать методику А.М. Щетининой, Л.В. Кирс «Неоконченные ситуации», а также «Шкальную оценку сформированности социальных форм поведения ребенка» этих же авторов. (См. Приложение 2). Методики опубликованы в учебно-методическом пособии А.М. Щетининой «Диагностика социального развития ребенка». - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 2. Состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие в дошкольном учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Анализ осуществляется старшим воспитателем, воспитателями, специалистами и родителями, которые знакомы с воспитательной работой в ДОУ. Могут быть использованы беседы с детьми о проведенных мероприятиях. Особое внимание при этом уделяется вопросам, связанным с: качеством реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности (ООД); организованной - качеством функционирования детско-взрослых сообществ; - качеством организации и развития традиций в детском саду; - качеством воспитательной работы мини-музеев; - качеством дополнительных образовательных услуг; - качеством ранней профориентационной работы; качеством организации, развивающей предметнопространственной среды ДОУ, её воспитательным потенциалом; качеством взаимодействия дошкольного учреждения родителей (законных представителей) воспитанников и Приложение 1 Календарный план воспитательной работы № п/п 1 2 3 4 5 Мероприятия Формы проведения Ответственный Сентябрь 1 сентября. День знаний Праздник «День знаний» Воспитатели группы, Музыкальный руководитель Квест – игра «Грамотность расширяет личные возможности Воспитатели группы Конкурс поделок из природного материала и овощей «Осенняя фантазия» Конкурс рисунков «Наш любимый детский сад» Старший воспитатель Воспитатели группы Воспитатели группы Фотовыставка «Мои бабушка и дедушка» Воспитатели группы 8 сентября: Международный день распространения грамотности 23 сентября 27 сентября. День воспитателя и всех дошкольных работников Октябрь 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки; 6 2 октября Смотр-конкурс на лучшую подготовку групп к новому учебному году «Наша группа – лучше ВСЕХ!» Старший воспитатель Воспитатели группы 7 4 октября. День защиты животных Воспитатели группы 8 5 октября: День учителя; Экологическое мероприятие, посвященное Всемирному Дню защиты животных «Любите и берегите животных!» Беседа: «День учителя» Воспитатели группы 9 22 октября День отца НОД к Дню отца «Мой любимый папа» Воспитатели группы, Музыкальный руководитель 10 28 октября Конкурс поделок по ПДД ««Правила дорожного движения глазами детей» Старший воспитатель Воспитатели группы Выставка детского рисунка «В единстве наша сила» Фотовыставка фотографий в рамке «Я и мама» Развлечение «Моя мама лучше всех!» Конкурс чтецов ко Дню Матери Воспитатели группы 11 12 Ноябрь 4 ноября: День народного единства 26 ноября: День матери в России 13 29 ноября 14 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации Декабрь 3 декабря: День неизвестного солдата; Воспитатели группы, Музыкальный руководитель Старший воспитатель Воспитатели группы Тематический день «День государственного герба РФ» Воспитатели группы Воспитатели группы 17 12 декабря: День Конституции Российской Федерации 15 декабря Беседа «День Неизвестного солдата». Коллективная аппликация «Вечный огонь» Занятие: «День Конституции» Выставка поделок «Ах, как елка хороша» 18 31 декабря: Новый год. Новогодний утренник Старший воспитатель Воспитатели группы Воспитатели группы, Музыкальный руководитель 19 Январь 20 Января 15 16 Выставка макетов «Дети не играйте с огнем» Воспитатели группы Старший воспитатель Воспитатели группы 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 27 января: День снятия блокады Ленинграда Февраль 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 21 февраля: Международный день родного языка 20 Февраля 23 февраля: День защитника Отечества. Март 4 Марта 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра. Апрель 10 Апреля Беседа «День снятия блокады Ленинграда» Выставка рисунков Воспитатели группы Беседа и виртуальная экскурсия «Сталинградская битва» Воспитатели группы Изготовление макета «Мамаев курган» Развлечение «День родного языка» Фото – выставка «Не скучаем вместе с папой» Развлечение с папами Воспитатели группы Воспитатели группы Воспитатели группы, Музыкальный руководитель Выставка рисунков: «Моя красивая мамочка» Воспитатели группы Развлечение с мамами Воспитатели группы, Музыкальный руководитель Развлечение «В единстве наша сила! Воспитатели группы Утренник "День Театра" Воспитатели группы Выставка макетов «Космическое путешествие» Воспитатели группы 30 31 12 апреля: День космонавтики; Май 6 мая Мероприятие ко Дню космонавтики Творческая выставка «Тайны далёких планет», посвящённая дню Космонавтики. Воспитатели группы Конкурс детского творчества «9 Мая — День Великой Победы» Утренник: «День Победы» Старший воспитатель Воспитатели группы Воспитатели группы, Музыкальный руководитель Акция: Посади цветок или дерево в детском саду Старший воспитатель Воспитатели группы 32 9 мая: День Победы; 33 27 мая 34 Июнь 1 июня: День защиты детей; Развлечение «День защиты детей» Воспитатели группы, Музыкальный руководитель 35 12 июня: День России; Выставка фотографий «Моя малая Родина" Воспитатели группы, Музыкальный руководитель 36 Июль 8 июля: День семьи, любви и верности. 28 июля Фотовыставка «Если есть семья — значит, счастлив я!» День Нептуна Воспитатели группы 37 38 39 Август 12 августа: День физкультурника; 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; Спортивный праздник "День физкультурника" Рисование «Символика России» Воспитатели группы Музыкальный руководитель Воспитатели группы Воспитатели группы Список литературы: 1. Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно - нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста.Сост.: - М.: УЦ «Перспектива», 2012. 2. Арапова-Пискарёва Н. «Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М.: МозаикаСинтез, 2005. 3. Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. – СПб: «Детство-Пресс», 2014. 4. Безрукова М.И., Волкова Н.Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования. https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/ 5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формыи методы / К.Ю. Белая. - М.: Перспектива, 2010. 6. Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника// «Управление ДОУ». – 2010. № 7. 7. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: Сфера, 2006. 8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 9. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. 10. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. 11. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005. 12. Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. 3-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 13. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. - М.: Творческий центр «Сфера», 2007. 14. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Творческий центр «Сфера», 2010. 15. Леонова Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013. 16. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. (Серия «Образование и творчество»). 17. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое дошкольников». – М: Сфера, 2010. воспитание 18. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш.учебн. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2009. 160с. 19. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое дошкольников. - М.: Творческий центр «Сфера», 2013. и духовное воспитание 20. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы/ Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: Сфера, 2006. 21. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственнопатриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. 22. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ // Обруч, 2000, № 6. – Стр. 30- 31. 23. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности у детей дошкольного возраста средствами народного искусства // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1 научнопрактической конференции. - М.: МПГУ, 1997. - С.214-216. 24. Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду - Москва: Линка-Пресс, 2003. 25. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы со школьниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. 26. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников. // Управление ДОУ, 2006, № 5. – Стр. 84. 27. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008. 28. Степанов П.В. Воспитательный процесс: от изучения результатов куправлению по результатам // Воспитательная работа. 2010 №4. С.61- 64. 29. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея. // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. – Стр. 66. 30. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.:АРКТИ, 2006. 31. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебнометодическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2000.