1 Структура программы развития МАДОУ «Детский сад № 6 «Березка» № п/п Содержание Страница 1 2 3 4 5 Паспорт программы развития ДОО Пояснительная записка Информационная справка об образовательной организации Структура Программы развития Кадровое обеспечение 3 7 8 9 9 6 7 Материально – техническое обеспечение Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния ДОО как системы 10 11 8 Принципы Программы 12 9 10 Качественные характеристики Программы развития Воспитательно – образовательная система нового ДОУ 12 13 11 12 Управление и организационная культура ДОУ Диагностика и оценка результатов воспитательно – образовательного процесса в ДОУ Проблемное поле Актуальное состояние социальных ресурсов Перспективы развития Возможные риски Анализ управляющей системы Перспективы развития Анализ взаимодействия с семьями воспитанников Проблемное поле Перспективы развития Стратегический план реализации Программы Обоснование ресурсного обеспечения Перечень рисков реализации Программы развития Ведущие направления деятельности Система оценки достижения планируемых результатов реализации стратегии развития 13 13 Результаты маркетинговых исследований образовательных потребностей лиц, заинтересованных в образовании Информационно – аналитическое сопровождение Программы развития 23 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 2 13 13 14 14 14 14 14 14 15 15 20 21 22 22 23 Паспорт программы развития Наименование организации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Березка» Наименование Программы Программа развития Разработчик Программы Правовое обоснование Программы развития Администрация МАДОУ № 6 «Березка», творческий коллектив педагогических методист МАДОУ. • • • • • • • • • • • • • • работников, Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г; Конвенция о правах ребенка Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; СанПиН 2.4.3648 - 20 «К организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врач РФ от 28.09.2020гг. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки 14.10.2013 года № 1155; Устав МАДОУ № 6 «Березка»; Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Национальный проект «Образование», утв. президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018№10). национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16 Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой проекта "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Профессиональный стандарт педагога. 3 Программа развития предназначена для определения модели и перспективных направлений развития МАДОУ и отражает тенденции изменений, главные направления обновления содержания образовательной деятельности Назначение программы Статус программы Название Разработчики программы Цели Программы Локальный нормативный акт – Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Березка» на 2023 -2026 г.г. Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Березка» Творческий коллектив педагогических работников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Березка». Временная творческая группа по проектированию Программы: Заведующая МАДОУ Н.И.Медведкова, Старший воспитатель Л.А.Давыдова 1.Повышение качества образовательных услуг в организации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 2.Обеспечение работы в режиме непрерывного развития, направленной на целостное и разностороннее развитие воспитанников, выявление и развитие способностей каждого, формирование духовно-богатой, творчески мыслящей личности. 3.Повышение безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации. 4.Модернизация материально – технической базы организации, цифровизация образовательной деятельности. Задачи программы 1.Обеспечить качество и доступность образовательных услуг (ранний возраст – старший дошкольный возраст) для детей с разными образовательными потребностями. 2.Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья детей, используя здоровьесберегающие технологий. 3. Создать условия для творческой самореализации педагогов 5.Совершенствовать материально-техническую базу образовательного учреждения. Целевые индикаторы и показатели Программы • создание системы выявления, сопровождения и 4 Сроки реализации программы I этап - подготовительный 2023 год II этап - реализация 2024-2025 годы III этап обобщающий 2026 год поддержки одаренных, интеллектуально развитых, талантливых детей; • создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию; • создание эффективных моделей организации профориентационной работы и процесса сопровождения профессионального самоопределения детей; • реализация модели государственно-общественного управления в системе образования; • создание необходимых условий и механизмов эффективного и устойчивого развития сетевого взаимодействия в дополнительном образовании; • внедрение профессионального стандарта «Педагог» в практику деятельности образовательных организаций.. • Снижение уровня заболеваемости • Отсутствие обоснованных жалоб родителей (законных представителей) детей на качество Программа развития реализуется в период с 2023 по 2026 г.г. Этапы реализации программы Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы развития. Задачи этапа: создание условия для осуществления образовательного и оздоровительного процессов в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Цель: практическая реализация Программы развития. Задачи этапа: • Совершенствование материально-технического и программного обеспечения. • Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе. • Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ДОО. Цель: выявление соответствия полученных результатов по направлениям развития ДОО, поставленным целям и задачам. Задачи этапа: • провести анализ результатов реализации Программы развития, оценить её эффективность; • представить аналитические материалы на педсовете ДОО, общем родительском собрании; • определить новые проблемы для разработки новой Программы развития 5 Источники финансового Бюджетные средства. обеспечения Программы Ожидаемые результаты Реализация мероприятий в течение 2023-2026 годов реализации Программы позволит обеспечить: • конституционные права граждан на получение образования любого уровня в соответствии с действующим законодательством; • доступность качественного дошкольного образования; • развитие воспитанников посредством выстраивания индивидуальной траектории; • создание эффективной системы мониторинга и информационного обеспечения образования; • усиление воспитательной функции системы образования; • укрепление кадрового потенциала, повышение социального статуса работника ДОУ; • совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования в ДОУ. В результате реализации Программы: • повысится удовлетворенность участников образовательных отношений качеством образовательных услуг; • повысится эффективность использования современных образовательных технологий, в том числе, здоровьесберегающих; • повысится уровень квалификации педагогов; • будет модернизирована система оценки качества образования; • будут широко использоваться различные формы получения дошкольного образования; • сформирована современная модель образовательного пространства ДОУ, ориентированного на обеспечение задач инновационного развития ДОУ и его Механизм Программы экспертизы • • • • Постоянный контроль выполнения Программы развития осуществляет администрация ДОУ с ежегодным обсуждением результатов на педагогическом совете ДОУ; Педагогический аудит; Программа мониторинговых исследований; Экспертиза органами общественного управления. Пояснительная записка Актуальность разработки программы развития МАДОУ обусловлена изменениями в дошкольном образовании страны связанными с вступлением в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением федерального государственного стандарта дошкольного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 6 признает дошкольное образование как новый уровень общего образования в России, тем самым определяет значимость системы дошкольного образования. Важной задачей является усиление образовательного потенциала дошкольного учреждения, поддержка разнообразия детства, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающее социальную ситуацию его развития, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. В современных условиях реформирования образования, МАДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему, в которой ребенок рассматривается как субъект в собственном образовательном процессе, на развитие которого он активно влияет. В стандартах образовательный процесс опирается непосредственно на детский опыт обучения, что в широком смысле влечет за собой социальную и культурную включенность детей в образовательный процесс. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Одной из наиважнейших управленческих функций в образовании является прогнозирование деятельности образовательного учреждения. И это в первую очередь относится к разработке и реализации программы развития дошкольного учреждения. Необходимость введения данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в МАДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Программа создана с учетом запросов родителей и социума на дошкольное образование обучающихся в МАДОУ №6. Мониторинг запросов родителей в сфере образования показал, что родители предпочтение отдают программам подготовки детей к школьному обучению, а не формированию у них компетентностей и личностных качеств. Недостаточная информированность родителей о современных целях и вопросах дошкольного образования определяют использование новых форм взаимодействия МАДОУ и семьи в реализации программы. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Необходимость введения дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в Программе, с целью вовлечения детей в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально - чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Программа развития включает целевые программы, которые отражают приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие образовательного учреждения, достижения результатов деятельности образования к потребностям ребенка. 7 Программа развития МАДОУ «Детский сад №6 «Березка» на 2023-2026 гг. является управленческим документом и после утверждения является обязательным для исполнения всеми участниками образовательных отношений. Информационная справка об образовательной организации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Березка» действует в соответствии с учредительными документами и внутренними локальными актами с 1971 года. Адрес: 624016, Свердловская область, Сысертский район, село Бородулино.Советская № 2 Электронный адрес: nina_medvedkova@mail.ru Сайт МАДОУ: bersad6.tvoysadik.ru Учредитель: Сысертский городской округ в лице Администрации Сысертского городского округа. Статус учреждения: тип – дошкольное образовательная организация; вид - общеразвивающий; Целью деятельности ДОУ является: • воспитание детей дошкольного возраста; • охрана и укрепление их физического и психического здоровья; Основными задачами ДОУ являются: • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественноэстетического и физического развития детей; • воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; • Организация воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО целях обновления дошкольного образования и достижения оптимального развития ребенка- дошкольника. • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Структура ДОО В ДОО функционирует 4 группы, из них: • 2 группа раннего возраста от 2 до 3 лет (10 часов); • Младшая группа - возраст от 4 до 5 лет (10 часов) • средняя группа - возраст от 5 до 6 лет (10 часов) • подготовительная к школе группа - возраст от 6 до 7 лет (10 часов) Кадровое обеспечение Количественный и качественный состав кадров на начало 2023 учебного года № Категория участников образовательного процесса Всего в ДОУ Высшая категория 8 Первая категория Без категории 1 заведующий 1 0 0 2 Старший воспитатель 1 0 0 3 воспитатель 6 0 0 4 музыкальный руководитель 1 0 1 Соответствие занимаемой должности Соответствие занимаемой должности Соответствие занимаемой должности - 5, 1 квалификационная категория - 1 0 В МАДОУ «Детский сад № 6 » работает 8 педагогов. Основные услуги, которые оказывают детям в ДОУ: образовательные. В наше время любая образовательная организация не может работать, не реагируя на прогрессивные изменения российского общества, изменяющиеся запросы к качеству дошкольного образования. Детский сад сегодня – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. Исходя из этого, существует необходимость создания Программы развития дошкольной организации, предполагающей в будущем достижение следующих результатов: • поднятие престижа детского сада в глазах общественности, построение взаимодействия с общественными организациями, налаживание сотрудничества с семьями воспитанников; • создание механизмов, обеспечивающих высокий уровень охраны и укрепления здоровья детей, обеспечению их психологической защищённости и положительного эмоционального самочувствия; • повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии современных требований; • определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности, и факторов, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей в развитии ДОО. Материально – техническое обеспечение ДОО В МАДОУ «Детский сад № 6 » созданы все необходимые материально-технические условия, обеспечивающие: • возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы; • выполнение требований: санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, организации питания, медицинскому обеспечению, приёму детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала; • пожарной безопасности и электробезопасности, охране здоровья воспитанников и охране труда работников детского сада. 9 • Детский сад расположен в сельской местности. • Здание детского сада типовое, двухэтажное. Коммуникации и отопление централизованные. Сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. На территории находятся административное здание и кладовые помещения. Территория огорожена забором. В ближайшем окружении от детского сада находится частный сектор. Для занятий на свежем воздухе и прогулок используется игровая зона, оснащённая песочницами, детским игровым оборудованием. Территорию сада охраняет частное охранное предприятие ООО «Орден» имеющее лицензию на соответствующий вид деятельности. В детском саду созданы оптимальные условия развития детей. Материально-техническое оснащение и оборудование, предметно - пространственная среда ДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда сотрудников дошкольной организации соответствуют требованиям охраны труда. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Эффективность развития системы дошкольного образования напрямую зависит от стабильности функционирования каждой дошкольной организации. Программа развития – нормативная модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющего исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая предметно-пространственная среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Развивающая предметная среда в группах оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению и в целом создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду. Оборудование и материалы в группах позволяют детям заниматься игровой, познавательноисследовательской, продуктивной деятельностью, а также обеспечивают двигательную активность детей. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Количество и продолжительность занятий соответствуют требованиям СанПиН. Расписание образовательной деятельности составлено в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим направлениям развития: здоровье и физическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально - личностное развитие, художественно - эстетическое развитие и реализуется в различных формах организации педагогического процесса. Воспитательно-образовательная работа с детьми проводится в системе. Каждый раздел программы прорабатывается не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной и свободной деятельности. Большая часть обучающе - развивающей работы проходит в совместной деятельности. Педагогический коллектив понимает значение игровой деятельности в жизни дошкольников и уделяет пристальное внимание её развитию. В группе имеются специально оборудованные для сюжетно-ролевых игр уголки, свернутые сюжетно-ролевые игры, театральные зоны. Игра и игровые мотивировки охотно применяются педагогами в работе с детьми. Новой формой организации детской деятельности является проектирование, которое постепенно осваивается педагогами и является основной формой работы в летний период. Наилучшие результаты приносит деятельность коллектива учреждения по направлениям: художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-личностное. 10 В начале учебного года педагогами ДОУ проводится диагностика уровня усвоения программы по всем направлениям и диагностика становления и развития у детей ключевых компетентностей, на основе анализа которых оценивается результативность работы педагогов и строится воспитательно-образовательный процесс. Концепция желаемого будущего состояния МАДОУ как системы В наше время любая образовательная организация не может работать, не реагируя на прогрессивные изменения российского общества, изменяющиеся запросы к качеству дошкольного образования. Детский сад сегодня – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В процессе разработки Программы развития авторы основывались на анализе состояния ДОО, территориальной специфики, контингента детей, потребности родителей и воспитанников в образовательных услугах, с учётом предполагаемых рисков, возможных в процессе реализации Программы. Программа развития основана на следующих принципах. Принцип системности означает, что все элементы структуры Программы развития взаимосвязаны и направлены на достижение общего результата. Принцип участия, т.е. каждый сотрудник ДО должен стать участником проектной деятельности, планы (проекты) дошкольной организации становятся личными планами (проектами) педагогов, возрастает мотивация сотрудников на участие в общей деятельности, что сказывается на качестве конечного результата. Принцип непрерывности. Процесс планирования и проектирования осуществляется педагогами постоянно, разработанные проекты непрерывно приходят на смену друг другу. Принцип гибкости заключается в придании проектам и процессу планирования способности менять свою направленность. Принцип точности. Проекты конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности ДОО. Качественные характеристики Программы развития. Актуальность – Программа развития ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) работы в системе образовательного процесса детского сада. Прогностичность - данная Программа развития отражает в своих целях и планируемых действиях не только настоящие, но и будущие требования, предъявляемые к ДОО. Наряду с этим просчитываются риски, возникновение которых возможно при реализации программы, намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться. Рациональность - Программой развития определены цели и способы получения максимально возможных результатов. Реалистичность – Программа развития призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижений. Целостность - наличие в Программе развития всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты). Контролируемость - в Программе развития определены конечные и промежуточные цели и задачи ДОО. Чувствительность к сбоям – свойство программы своевременно обнаружить отклонения реального положения дел от предусмотренных, представляющих угрозу для достижения 11 поставленных целей. Детализация – чем более детализирована программа, тем она проста в изучении и реализации. Разработанная Программа развития ориентирована на решение главной цели повышение качества образования детей. Воспитательно-образовательная система нового ДОУ. Общим принципом построения воспитательно - образовательной системы нового ДОО выступает взаимодополняемость формальной и неформальной воспитательнообразовательных сред. Формальная воспитательно - образовательная среда существует в виде системы запланированных мероприятий, ориентированных на социализацию и формирование первых представлений воспитанников об окружающем мире, предпосылок формирования умений и ключевых компетенций, необходимых для их дальнейшего успешного обучения в школе. Неформальная образовательная среда существует в виде сети разнообразных творческих объединений и системы психолого-педагогической поддержки индивидуализации и всестороннего развития ребёнка. Неформальная воспитательнообразовательная среда в наибольшей степени открыта к взаимодействию с внешними социальными институтами на основе отношений партнёрства. Взаимодействие этих сред осуществляется в процессе проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников на всех ступенях дошкольного образования. Управление и организационная культура ДОО. Общим принципом управления ДОО выступает паритетное взаимодействие государственных и общественных управленческих структур в интересах развития личности и удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей. Органами управления ДОО выступают: • Совет ДОО; • Педагогический совет Механизмами управления развитием ДОО выступают: • плановое формирование материально-технической, учебно-методической, кадровой и нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективной решение поставленных задач реализации программы; • поддержка и развитие инициатив педагогов, воспитанников и иных участников воспитательное-образовательного процесса, инициация и запуск инновационных проектов и программ; " общественно-государственная экспертиза результатов реализации инновационных проектов и программ. Организационная культура ДОО строится на основе принципов взаимоуважения, взаимопринятия, толерантности и демократичности отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса. Диагностика и оценка результатов воспитательно - образовательного процесса. Система диагностики и оценки результатов воспитательно - образовательного процесса базируется на общем принципе дополнительности формальных и неформальных (социально ориентированных) критериев качества. Формальные критерии – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Социально ориентированные критерии разрабатываются на основе изучения социального заказа и отражают потребности общества в целом и конкретных общеобразовательных организаций, выступающих носителями этого заказа. Данный вид критериев предназначен для решения задач по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Проблемное поле. компетентности педагогов по вопросам внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных образовательных технологий. Актуальное состояние социальных ресурсов. 12 Социальная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада. Она предполагает организацию работы с разными категориями семе • Недостаточно активно использование педагогами ДОУ современных образовательных технологий в педагогической деятельности. • Необходимость постоянного обновления развивающей предметно пространственной среды в результате износа игрового оборудования. • Необходимость улучшения материально-технического состояния ДОУ. Перспективы развития. Активное использование современных образовательных технологий в формировании познавательного развития. Использование внебюджетных средств на обновление развивающей предметно - пространственной среды. Улучшение материально-технического состояния ДОО. Возможные риски. Недостаточное количество бюджетных средств. Анализ управляющей системы. Актуальное состояние. В результате комплексного исследования системы управления дошкольной образовательной организации выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. В ДОУ практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников по результатам, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций, пересмотрено Положение о стимулирующих выплатах в пользу работников. Управленческая деятельность осуществляется посредством административного (заведующий, старший воспитатель), общественного (родительские комитеты в каждой группе), коллективного (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет) управления. Перспективы развития. Дальнейшее перестроение системы государственнообщественного управления на основе матричной модели – организация и включение в структуру управления ДОО мобильных объединений педагогов организации, родителей, воспитанников, а также заинтересованного населения нашего села. Расширение полномочий государственно-общественных форм управления, через делегирование управленческих функций. Развитие системы управления ДОО по повышению й воспитанников, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а также налаживание межведомственных связей с учреждениями образования и культуры. Анализ состояния этой работы выявил ограниченность сетевого взаимодействия ДОО с другими социальными институтами. Социальными партнёрами выступают учреждения, находящиеся в одном микрорайоне с детским садом. Благодаря взаимодействию с ними жизнь воспитанников детского сада и всех участников образовательных отношений становится насыщенной, яркой и необычной. Основными социальными партнёрами ДОУ являются: Проблемное поле. Инертность родителей воспитанников по вопросам управления качеством образования детей через общественно - государственные формы управления. Рост количества родителей, не интересующихся воспитанием и развитием детей. Слабая реакция педагогической системы детского сада на потребности и возможности внешней среды, замкнутость на внутренних проблемах. Перспективы развития. Расширение возможностей социального партнёрства организации (возможность участвовать в конкурсах социальных и культурных проектов разного уровня, с целью привлечения дополнительных средств на совершенствование образовательной среды ДОО). Анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй. Состав семей воспитанников, посещающих детский сад неоднородный, поэтому при взаимодействии с разными категориями семей используются 13 различные формы работы. В течение всего учебного года в целях широкой просветительской деятельности вся информация для родителей подавалась своевременно и периодично на стендах и сайте ДОУ. На стендах во всех возрастных группах размещался информационный материал о системе оздоровительно-профилактических мероприятий, питании детей, формировании у них привычки к здоровому образу жизни и сайт ДОО информировал родителей о мероприятиях, проводимых в детском саду, о воспитательнообразовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Педагоги активно использовали в своей работе проведение совместных с родителями мероприятий, в которых родители сами становились участниками спортивных конкурсов, соревнований, актёрами театрализованных представлений, помощниками в благоустройстве групповых комнат и территории детского сада. Проблемное поле. Слабая включенность родителей в образовательный процесс. Связь дошкольной организации со средствами массовой информации находится на недостаточном уровне, деятельность дошкольной организации освещается только на сайте ДОУ. Перспективы развития. Сформировать стабильный педагогический коллектив, способный решать все стоящие перед коллективом задачи. Поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования: внедрение новых технологий, приёмов взаимодействия с родителями; использование в работе интерактивных методов общения с родителями. Возможные риски. Высокая занятость родителей воспитанников, отсутствие свободного времени. Преобразования в ДОУ возможны тогда, когда коллектив готов к ним, имеет желание осуществить их, заинтересован в результатах этих преобразований. Изменения возможны при становлении новой организационной культуры, базирующейся на высокой индивидуальной инициативе каждого сотрудника, качестве и эффективности педагогической работы. Стратегический план реализации Программы Задача№ 1. Развитие системы управления ДОО на основе повышения компетентности педагогов по вопросам внедрения в воспитательно-образовательный процесс современных образовательных технологий. Направления/ Источники Конечные Сроки Ответственные Мероприятия финансирования результаты исполнения исполнители Изучение Приведение в нормативных соответствие с документов современными 2023 г федерального, требованиями регионального, нормативномуниципального правового, уровней, материальнонаправленных технического, на модернизацию финансового, дошкольного кадрового, образования. компонентов. Разработка и Администрация, корректировка творческая группа локальных актов, обеспечивающих реализацию Программы развития. 14 Участие педагогов ДОУ в методических мероприятия района с целью повышения компетентности педагогов по вопросам участия в инновационной деятельности Бюджетные средства Повышение профессиональной компетентности педагогов. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе. Стимулирование мотивационноценностного отношения и готовности к работе педагогов Бюджетные средства Положительная динамика роста квалификации кадров Бюджетные средства Повышение качества Ежегодно с жизни педагогов, 2023-2026г улучшение психологического климата в коллективе. Администрация Приведение в соответствие уровня развития воспитанников. Администрация, педагоги Проведение мониторинга исходного уровня познавательного интереса, интеллектуального развития воспитанников. С 2023-2026 г Администрация, педагоги Ежегодно с 2023 – 2026 г Педагоги 2023 - 2026 г Задача№ 2 Обеспечение качества образования в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО (совершенствование материально- технического и программного обеспечения; повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе). Направления/ Источники Конечные Сроки Ответственные Мероприятия финансирования результаты исполнения исполнители 15 Обучение сотрудников на курсах повышения квалификации различного уровня и направленности Бюджетные, внебюджетные средства Обеспечение кадрового потенциала. Аттестация педагогических кадров Бюджетные средства Подбор Бюджетные материалов и средства приобретение оборудования мебели для опытноэкспериментальной деятельности. Приобретение детской мебели в группы согласно требованиям ФГОС Бюджетные средства Проведение мероприятий по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников Бюджетные, внебюджетные средства Повышение профессионального мастерства специалистов, достижение целевых показателей в рамках реализации ФГОСДО Исполнение Закона об Образовании, материальное стимулирование, вопросы самообразования и повышение педагогической компетентности, пропаганда личных достижений Пополнение библиотеки ДОУ, методического кабинета в рамках реализации ОП 2023 г.- 2026г. Администрация Согласно графика аттестации. Старший воспитатель Ежегодно С 2023-2026 г г Администрация Обогащение предметно развивающей среды в рамках реализации требований образовательной программы, соблюдение требований СанПиН Охрана жизни и здоровья воспитанников, устранение опасности травмирования воспитанников Ежегодно с Администрация 2023-2026гг., по мере необходимости 16 С 2023-2026 гг Администрация, педагоги Безопасность образовательного процесса Разработка системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности педагогических работников ДОУ. Корректировка материалов, разработанных творческими группами внедрение в образовательный процесс информационнокоммуникативных технологий. Бюджетные средства Фестиваль достижений участников реализации Программы развития. Укрепление материальнотехнической базы детского сада. с 2023-2026 гг Администрация, Повышение качества образования. С 2023 – 2026 г Администрация ДОУ Повышение качества образования. Постоянно Творческие группы 2026 г Администрация ДОУ, творческая группа Повышение качества образования. Задача № 3. Использование ресурсов дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности дошкольника Направления/ Мероприятия Обучение сотрудников на курсах повышения квалификации различного уровня и направленности Обеспечение кадрового потенциала. Источники финансирования Бюджетные, внебюджетные средства Конечные результаты Повышение профессионального мастерства педагогов для оказания услуг дополнительного образования. Бюджетные средства Повышение педагогичской компетентности, 17 Сроки исполнения 2023 г.- 2026г. Ответственные исполнители Администрация ежегодно Старший воспитател Приобретение литературы, пособий для дополнительного образования. Бюджетные средства пропаганда личных достижений. Пополнение библиотеки ДОУ, методического кабинета в рамках реализации Программы дополнительного образования. Ежегодно с 2023-2026 г Администрация Анализ основных Бюджетные результатов и средства эффектов реализации Программы развития и первых результатов внедрения ИКТ в образовательный процесс. Улучшение качества образования. Ежегодно Администрация Проведение мониторинга результативности реализации Программы развития. Создание творческих групп педагогов для разработки проектов. Улучшение качества образования Ежегодно Администрация Ежегодно Старший воспитатель, творческие группы Фестиваль достижений участников реализации Программы развития. Улучшение качества образования Ежегодно Старший воспитатель 18 Обобщение перспективного педагогического опыта по внедрению инновационных педагогических технологий в образовательный процесс при реализации образовательной области Администрация, педагоги Проведение конференции по итогам реализации Программы развития и согласованию новых направлений развития Администрация, педагоги Обоснование ресурсного обеспечения программы развития Ресурсное обеспечение программы Научно-методическое: • организация постоянно-действующего семинара для воспитателей по использованию новых технологий; • подготовка методического комплекса по проектированию модернизированной среды в группах. Кадровое: • повышение квалификации педагогических кадров и персонала в целом; • создание творческих групп; • привлечение необходимых специалистов извне. Информационное: • формирование компьютерного банка данных инновационной деятельности учреждения; • мониторинговые мероприятия; • организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации программы развития. Материально-техническое: • обновление предметно-развивающей среды в группах; • приобретение технических и дидактических средств обучения; • оснащение ДОУ оргтехническими средствами; • обеспечение доступа к Internet-ресурсам. Финансовые: • бюджетные средства; 19 • внебюджетные. Мотивационные условия: • использование стимулирующего фонда; • присвоение педагогам соответствующей квалификационной категории. Внешние связи Для успешной реализации программы развития необходимо организовать непрерывное повышение квалификации педагогических кадров в области ИКТ-технологий через привлечение специалистов из ТГИП и ПКК, посещение семинаров и курсов повышения квалификации, участие в вебинарах и дистанционное обучение педагогов. Одним из методов познания является музейная педагогика. Помощь в реализации познавательных проектов, особенно этнокультурной составляющей. Перечень рисков реализации программы развития ДОУ Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы: • Финансово-экономические риски связаны с недостаточным финансированием программного обеспечения для внедрения информационных технологий, улучшения материально-технической базы. Это потребует внесения изменений в Программу, пересмотра целевых значений показателей. • Нормативно-правовые риски связаны с возможным возникновением пробелов в правовом регулировании реализации деятельности учреждения, относимых к полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти. • Организационно-управленческие риски могут возникнуть вследствие недостаточного качества управления Программой, т. е. неготовности управленческих и педагогических кадров к деятельности в новых условиях. • Социальные риски связаны с отсутствием поддержки идей Программы со стороны субъектов образовательного процесса. Неготовность педагогов к внедрению инновационной системы работы. Недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах образования и воспитания, низкий уровень активной жизненной позиции. Индикаторы и показатели, позволяющие оценить эффективность реализации программы. • согласованность основных направлений и приоритетов программы с федеральными, региональными и муниципальными нормативно- правовыми документами в области образования; • успешная реализация дошкольной организацией ФГОС ДО; • рост личностных достижений субъектов образовательного процесса; • рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОУ; • удовлетворённость всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых ДОУ услуг. 20 Ведущие направления деятельности ДОУ: • обеспечение качества дошкольного образования путём успешного прохождения воспитанниками ДОО мониторинга результативности воспитания и обучения; • формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования); • уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения результативности воспитания и обучения; • повышение компетентности педагогов по вопросам внедрения в воспитательнообразовательный процесс современных образовательных технологий; • формирование гражданской позиции (толерантности) у всех субъектов образовательного процесса; • расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий; • повышение профессионального мастерства педагогов (трансляция передового педагогического опыта) при участии в методических формах взаимодействия ДОО на уровне муниципалитета и региона; • расширение связей с социальными партнёрами. Система диагностики и оценки результатов воспитательно-образовательного процесса базируется на общем принципе дополнительности формальных и неформальных (социально ориентированных) критериев качества. Формальные критерии – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Социально ориентированные критерии разрабатываются на основе изучения социального заказа и отражают потребности общества в целом и конкретных общеобразовательных организаций, выступающих носителями этого заказа. Данный вид критериев предназначен для решения задач по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Ожидаемые результаты: Соответствие образовательному заказу общества: • кадровая обеспеченность, соответствующая современным требованиям; • повышение компетентности педагогов по вопросам внедрение в воспитательнообразовательный процесс современных образовательных технологий; • качество сформированных ключевых компетенций, возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования; • улучшение материально-технического обеспечения ДОО. Система оценки достижения планируемых результатов реализации стратегии развития Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой систему показателей, по которым можно судить о результативности работы по реализации программы развития ДОО. Система оценки включает в себя: • систему показателей оценки промежуточных результатов реализации программы развития; • систему показателей оценки итоговых результатов реализации программы развития. Коллектив заинтересован в дальнейшем развитии ДОУ и намерен поэтапно 21 реализовывать его перспективы и возможности. Происходящие в последние годы изменения в области дошкольного образования позволили нам заложить в Программу развития планы, благодаря которым определились такие возможности как реалистичность, целостность, обоснованность. Реализация Программы развития будет определяться объективными условиями, которые сложатся вокруг системы дошкольного образования, а именно, в вопросах управления и финансирования. Программа развития составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учётом прогноза о перспективах их изменений и направлена на сохранение позитивных достижений дошкольной образовательной организации, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Результаты маркетинговых исследований потребностей лиц, заинтересованных в образовании. образовательных С целью обеспечения целостности образовательного процесса в МАДОУ «Березка» и семье педагогический коллектив активно сотрудничает с семьями воспитанников, осуществляет изучение социального заказа семьи к ДОУ, проводит регулярные мониторинговые исследования мнения родителей воспитанников о качестве образовательного процесса. В ДОУ в период с 20.05.2023г. по 25.05.2023г. будут проведены маркетинговые исследования образовательных потребностей родителей. Также планируется проведение исследования образовательных потребностей педагогов ДОУ. В результате: • большинство педагогов в своей работе стараются использовать личностноориентированный подход к детям; • ряд воспитателей имеют достаточно высокий уровень знаний и опыта, в работе по следующим темам: переход воспитательно-образовательной работы на ФГОС; использование методов проектной деятельности; построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС; проведение педагогических наблюдений. Информационно аналитическое сопровождение программы • Программа информационно-аналитической деятельности состоит из блоков, которые включают в себя мониторинговые исследования, нацеленные на измерение показателей успешности по задачам Программы развития Показатели, индикаторы Процедуры сбора информации Периоди чность сбора информа ции Уровни использова ния результато в Выход Ответственный Повышение качества образования, отвечающего современным требованиям. Развитие дополнительного образования, кружковой работы. Охват воспитанников кружковой деятельностью деятельностью Списки кружков и секций 1 раз в год Уровень группы 22 совещание при заведующем Старший воспитатель Охват Списки воспитаников кружков и дополнительным секций образованием 2 раз в год Уровень группы совещание при заведующем Старший воспитатель Совершенствование системы научно- методического обеспечения ФГОС нового поколения путем стимулирования развития профессиональной компетентности педагогических кадров Использование Анализ педагогами документальн системы о мониторинга для зафиксирован повышения ных качества результатов образования. педагогическо й деятельности 2 раз в год Уровень ДОУ совещание при заведующем Старший воспитатель Количество педагогов, получающих стимулирующую премию Анализ документальн о зафиксирован ных результатов педагогическо й деятельности 2 раза в год Уровень ДОУ Совет педагогов Прохождение курсовой подготовки План курсовой подготовки 2 раза в год Уровень ДОУ совещание при заведующем Старший воспитатель Прохождение курсовой подготовки педагогами по информационнокоммуникацион ным технологиям План курсовой подготовки 2 раза в год Уровень ДОУ совещание при заведующем администрация Администрация Совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса Уровень адаптации воспитанников Справка по результатам мониторинга готовности 1раз в год Уровень ДОУ совещание при заведующем Старший воспитатель Доля здоровых воспитанников Результаты ежегодной диспансериза ции 1раз в год Уровень ДОУ совещание при заведующем Мед.сестра, старший воспитатель Совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и создание условий для реализации их способностей. 23 Количество воспитанников участвующих в проектной деятельности Анализ работы 1 раз в год Уровень ДОУ педагогическ Старший ий совет воспитатель Количество воспитанников и родителей, использующих возможности сайта ДОУ Статистика 1 раз в год Уровень ДОУ совещание при заведующем Рост количества воспитанников и педагогов, победивших в творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях федерального, регионального, муниципального уровней Анализ работы 2 раза в год Уровень ДОУ педагогическ Старший ий совет воспитатель анкетирование 24 Старший воспитатель