1 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1 Пояснительная записка Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Юные краеведы», разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральным законом от 24.17.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996р); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронное обучение, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, принятой 20.02.2019 года; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р; Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162 - Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Березка», Правилами внутреннего трудового распорядка МАДОУ№ 6 «Березка». Направленность (профиль) общеразвивающей программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Юные краеведы» является общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности. Актуальность. Краеведение и туризм обладают огромным воспитательным потенциалом. Они приучают детей переносить бытовые трудности, брать на себя ответственность; учат бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени и сил; формируют навыки труда по самообслуживанию; способствуют развитию самостоятельности обучающихся. Содержание программы направлено на патриотическое воспитание подростков, личностное, общекультурное развитие ребенка, что соответствует как нормативно правовым актам и государственным документам Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года и Стратегией развития воспитания в Свердловской области, так и потребностям 2 детей и их родителей (законных представителей). Отличительной особенностью программы. Программа модифицирована на основе примерной программы "Юные туристы - краеведы" (Д.В. Смирнов, Ю.С. Константинов, А.Г. Маслов, 2014г., ЦДЮТиК МО РФ). Особенностью от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены добавления геологического характера, раскрывающие специфику многообразия природных условий и богатейшей истории Уральского региона, Свердловской области и Сысертского округа. Новизной программы «Юные краеведы» является то, что в её содержании, усилен краеведческий аспект, дети знакомятся с историей своего края, особенностями территории проживания, творчеством уральских писателей, получают знания о местных полезных ископаемых. Адресат программы. Программа «Юные краеведы» предназначена для детей от 5 до 7 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Программа учитывает деятельную и эмоционально-поведенческую природу старшего дошкольника. Дошкольный возраст - это период, когда оформляется характер ребенка, происходит оформление его основных черт. Характерная особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа предполагает такие виды деятельности как игры, экскурсии и прогулки по родному краю, выполнение простейших исследовательских и проектных работ. В программе также используются такие формы и виды организации образовательного процесса как рассказ, пояснения с примерами наглядного материала, встречи с интересными людьми, беседы, просмотр мультфильмов, сказок, видеосюжетов, туристские игры, викторины и соревнования. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края. При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его 3 индивидуальных особенностей. Количество детей в группе 19 человек. Режим занятий. Продолжительность: 2 занятия в неделю по 30 минут. Общее количество часов в неделю - 1 час. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 34 часа. Срок освоения общеразвивающей программы «Юные краеведы» - 1 год. Продолжительность обучения по программе - 34 недели, период обучения - с 01 сентября по 31 мая. Особенности организации образовательного процесса. Уровень сложности общеразвивающей программы «Юные краеведы» «стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Перечень форм обучения. Очная форма, с возможным использованием дистанционных технологий. Используются как индивидуальная, так и групповая (индивидуально-групповая) формы обучения. Перечень видов занятий. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия включают в себя беседы по технике безопасности, правилам поведения в общественных местах и природной среде, вводные тематические беседы. В обучении активно применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах. Для активизации деятельности и поддержания интереса воспитанников, занятия проводятся с игровыми моментами, в форме бесед с широким применением иллюстративного материала. Практические занятия проводятся как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Практические занятия способствуют формированию умений и навыков воспитанников по поведению в общественных местах, экологическому поведению на природе. Они проводятся в виде занятий на местности, прогулок, экскурсий, походов выходного дня, аудиторных практических работ. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для реализации программы проводятся текущий, тематический и итоговый виды контроля. Текущий контроль 4 позволяет проверить степень усвоения материала, степень формирования практических навыков в ходе каждого занятия. Тематический контроль проводится в виде отчетов по результатам походов, экскурсий, исследовательских и коллективно-творческих работ. Итоговый контроль позволяет подвести итоги за весь год обучения. Способы определения результативности обучения - педагогическое наблюдение, опрос, собеседование, диагностика. Цели и задачи общеразвивающей программы. Цель: - развитие познавательного интереса и расширение кругозора дошкольников, формирование у них чувства патриотизма и основ здорового образа жизни в процессе занятия краеведением. Задачи: Обучающие: - расширить начальные знания детей о родном крае; - формировать основы туристских навыков и экологической грамотности. Развивающие: - способствовать расширению кругозора обучающихся; - развивать мотивацию к туристско-краеведческой деятельности; -способствовать развитию самостоятельности, ответственности за свои поступки; - развивать коммуникативные навыки. Воспитательные: - способствовать формированию любви к своему краю; -развивать личностные качества посредством вовлечения в исследовательскую деятельность; - воспитывать потребность в безопасном и здоровом образе жизни. 5 Содержание общеразвивающей программы 2.2. Учебный план. Название темы № п/п 1. Азбука туризма 2. 3. 4. История края Экология края Геология края 2.3. № п/п Количество часов Форма Всего теория практика аттестации/контроля 10 5 5 Участие в походах выходного дня. Выставка макетов 28 20 8 Презентация проектов 20 10 10 Беседа 10 8 2 Презентация работ Итого 68 43 25 Учебный (тематический) план. Название темы 1. Азбука туризма 1.1. Техники безопасности на занятиях, экскурсиях и в походах. Опасности в походе. Походная аптечка. Аптека под ногами. Оказание первой помощи. Компас и азимут. Ориентирование по компасу. Питание в походе. Питьевой режим в походе, на экскурсии. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Опасные явления погоды. Предсказание погоды по признакам. Экстремальные ситуации в походе. Поведение в экстремальных ситуациях. Количество часов Форма Всего теория практика аттестации/контроля 10 7 3 Участие в походах выходного дня. Выставка макетов 3 1 0 Беседа Упражнение 1 1 0 2 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 Опрос 1 1 1 Тестирование 6 Упражнение Беседа Викторина 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. История края 26 2 4 4 0 2 4 28 Моя родина - Урал. Народы Урала. Основание заводов. Екатеринбург столица области. Улицы Бородулино. Деревянные кружева. Художественные промыслы Урала. Гончарный промысел и фарфор Сысерти. 2.5. Знаменитые люди Урала. Трудовой подвиг Урала. Урал в 2.6. годы войны. 2.7. Свердловчане герои Великой Отечественной войны. Народные предания и легенды. 2.8. П.П.Бажов и сказы. Достопримечательности Урала. 2.9. Топонимика Урала. 2.10. Чем занимается родословие? Твоя родословная. Состав семьи. География семьи. 3. Экология края 3.1. Природные памятники Урала. Охраняемые территории. 3.2. Природа нашего края. Животные лесов Урала. 3.3. Подземные воды. Реки и озёра. 3.4. Растения Урала. 3.5. Ядовитые растения, грибы и ягоды. Съедобные растения, грибы и ягоды. 3.6. Погода, климат Сысертского края. Местные признаки погоды. 3.7. Подземные воды и пещеры Урала. 3.8. Заповедники и заказники. Охрана природы и животного мира. 4. Геология края 4.1. Как возникли Уральские горы? 4.2. Минералы, окружающие нас повсюду и их удивительные свойства. 4.3. Происхождение названий минералов и их практическое применение. 4.4. Минералы, впервые открытые на Урале и России. 4.5. Поделочные и драгоценные камни Урала. 2 2 2 4 4 4 0 2 2 0 2 0 4 0 4 0 4 2 0 0 Презентация проектов Беседа Беседа Экскурсия Выставка макетов Беседа Беседа Беседа Викторина Беседа 2 0 2 2 0 Беседа 20 16 4 2 1 1 Собеседование Беседа 2 1 2 4 2 1 4 2 1 0 0 3 1 2 2 0 2 2 0 10 1 1 9 1 1 1 0 0 Презентация работ Выставка макетов Беседа 1 1 0 Викторина 1 1 0 Наблюдение 1 1 4 7 1 0 Беседа Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Викторина Беседа Беседа 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. Всемирно известные ученые геологи. Сбор образцов минералов и руд. Золото и платина Урала. Кристаллы минералов. Выращивание кристаллов в домашних условиях. Игры. Экскурсия в музей. Сбор образцов минералов и руд. Итого 1 1 0 Беседа 1 1 1 1 0 0 Беседа Наблюдение 2 1 1 Экскурсия 68 43 25 Содержание учебного плана Тема 1. Азбука туризма. Техники безопасности на занятиях, экскурсиях и в походах. Опасности в походе. Теория: правила техники безопасности при движении по улицам города, посещение парка. Туризм как средство познания своего края. Виды туризма. Характеристика каждого вида. Задачи и план работы объединения «Юный краевед». Законы, правила, нормы и традиции туризма. Опасности, обусловленные природой средней полосы: рельеф, реки, ураганы, грозы, метели. Ядовитые грибы, растения, насекомые, змеи, хищные звери. Опасности, связанные с действиями человека. Профилактика несчастных случаев - сбор информации о районе похода. Дисциплина в походах и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Практика: Экскурсия по селу, поход выходного дня. Походная аптечка. Аптека под ногами. Теория: Состав походной медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях. Практика: подобрать состав медицинской (групповой и личной) аптечки на поход выходного дня и многодневный поход; применение медицинских препаратов. Оказание первой помощи. Теория: Профилактика отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Мытьё рук и посуды. Первая помощь при пищевых отравлениях. Ожоги. Отморожения. Первые признаки отморожения. Как избежать ожогов и отморожений. Первая доврачебная помощь при ожогах и отморожениях. Тепловые и солнечные удары. Профилактика солнечных ударов. Профилактика ранений от острых орудий. Первая доврачебная помощь при порезах, ранениях острыми предметами. Порядок наложения жгута, ватномарлевой повязки. Обработка ран. Признаки ушибов, растяжений, вывихов, переломов. Порядок наложения шин из подручных средств. Причины 8 возникновения потертостей, мозолей, наминов, опрелостей. Требования к одежде и обуви. Выбор одежды и обуви для тренировок и походов. Оказание первой помощи при потертостях, мозолях, опрелостях. Способы транспортировки: на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоём на поперечных палках, переноска вдвоём на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок из веревок, на шесте и др. Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки пострадавшего. Практика: оказание первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, отморожениях, тепловых и солнечных ударах; произвести обеззараживание воды. Обработка раны, наложение повязки, кровоостанавливающего жгута. Правильно наложить шину из подручных материалов. Оказать помощь при возникновении потертостей, мозолей, опрелостей; подбирать обувь и одежду для тренировок и походов. Изготовление транспортировочных средств и транспортировать пострадавшего. Компас и азимут. Ориентирование по компасу. Теория: Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Правила обращения с ними. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Понятие об азимуте. Определение азимута. Практика: обращаться с компасом; находить стороны горизонта, ориентировать карту по компасу. Практика: измерить и построить азимут. Карта и простейшие топознаки. Ориентирование на местности. Теория: Карты географические и их классификация. Понятие о топографической карте, её значение для народного хозяйства и обороны государства. Значение топокарт для туристов. Понятие о масштабе. Содержание топографической карты. Рельеф местности. Способы изображения рельефа на картах. Отметки высот, урезы вод. Гидрография. Растительность. Условные знаки, отображающие гидросеть и растительность. Практика: Работа с картами различного масштаба; определение расстояния по карте; копирование участков маршрута на кальку. Чтение топографической карты. Определение рельефа по карте, примерную крутизну склона, ямы, курганы. Питание в походе. Питьевой режим в походе, на экскурсии. Теория: Значение правильного питания в походе. Подбор, хранение продуктов. Два варианта организации питания в походе: перекус (на бутербродах) и с приготовлением горячих блюд. Набор продуктов для похода. Нормы продуктов на человека. Организация питания в 2-3хдневном походе. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим в походе, на экскурсии. Питьевая вода. Обеззараживание воды. Практика: составить меню и список продуктов; расфасовать и упаковать 9 продукты; приготовить на костре каши и супы из концентратов. Опасные явления погоды. Предсказание погоды по признакам. Теория: Метеорологические наблюдения: наблюдения над облачностью, ветром, снегомерные наблюдения. Значение наблюдения за погодой. Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время экскурсии. Приборы для наблюдения за природой. Предсказание погоды. Признаки изменения погоды. Определение устойчивости и перемены, приближающегося ненастья. Составление таблицы местных признаков погоды. Природоохранная деятельность туриста. Практика: определить период изменения погоды; выполнять требования по охране природы. Экстремальные ситуации в походе. Поведение в экстремальных ситуациях. Теория: Поведение в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи пострадавшим, предсказание погоды. Обеспечение нормальной жизнедеятельности человека, попавшего в лес. Практика: тренировочный поход. Действия в случае потери ориентировки. Тема 2. История края. Моя рддина - Урал. Народы Урала. Теория: Что такое краеведение? Мой родной край - Урал. Расположение на карте. Человек пришел на Урал. Уральские горы. Зарождение жизни на Урале Освоение пространства. Народы Урала. Коренные жители Урала. Первые сведения о заселении. Национальный состав, численность и размещение населения. Административное деление. Города. Городское и сельское население. Происхождение географических названий. Типы человеческого жилища. Жилище и селение. Практика: Изготовление макета Уральских гор. Изготовление макетов разных типов человеческого жилища. Изготовление герба семьи. Основание заводов. Екатеринбург - столица области. Теория: Что такое город, завод. Причины создание городов- заводов на Урале. Без чего не может быть города. Екатеринбург - столица Урала. Урал в Отечественной войне 1812 г. Участники движения декабристов. Художественные промыслы Урала. Гончарный промысел и фарфор Сысерти. Теория: Виды изобразительного искусства. Урал и Сысерть в произведениях живописцев. Жизнь и творчество Сысертских и Уральских художников. Декоративно-прикладное искусство Урала. Камни Урала. Уральский подносный промысел. Уральский самовар. Глиняная посуда и игрушки. 10 Производство фарфоровой посуды в Сысерти. Сундучный промысел на Урале. Легенды о происхождении богатств. Камнерезное искусство Урала. Практика: Подготовка и проведении «Ярмарки народных промыслов Урала». Создание эскиза ювелирного украшения. Создание фигурок из пластилина. Знаменитые люди Урала. В.Н. Татищев и Г.В. Де Геннин на Урале. Роль в строительстве Сысертского завода. Династия Демидовых на Урале. Отец и сын Черепановы. Ефим Артамонов- изобретатель велосипеда. Паровая машина Ползунова. Изобретатель радио - А.С. Попов. Турчаниновы на Урале и Сысерти. Г.К. Жуков на Урале. Первый президент - Б.Н. Ельцин. Практика: Подготовка и представление сообщений по теме «История одного изобретения», «Современные знаменитые люди Урала». Творческие встречи. Тематические экскурсии. Трудовой подвиг Урала. Урал в годы войны. Теория: Страницы Великой Отечественной войны. Боевой подвиг советского народа. Решающие военные сражения. Брестская крепость. Сталинградская битва, блокада Ленинграда. Урал - опорный край державы. Вклад жителей края и города в Победу. Трудовой подвиг Урала. Военные памятники нашего города. 9 мая - день народного подвига. Сысерть в годы войны. Труженики тыла. Наши прадеды и прабабушки в годы Великой Отечественной войны. Практика: Создание и представление проекта своего военного памятника. Тематические экскурсии. Сообщение по теме «Вклад семьи в Победу». Создание виртуальной экскурсии по памятникам Великой Отечественной войны. Свердловчане герои Великой Отечественной войны. Теория: Золотые звезды героев-уральцев. Жизнь и подвиг разведчика Н.И. Кузнецова. Герои Советского Союза - наши земляки. Практика: Тематические экскурсии. Народные предания и легенды. П.П.Бажов и сказы. Теория: Жизнь и творчество писателя. Родина сказов Бажова. Сборник «Малахитовая шкатулка». Сказы Бажова о народных промыслах, посвященные уральским мастерам. Памятные места П.П.Бажова. Д.Н.Мамин - Сибиряк. Жизнь и творчество писателя. Крапивин и Рябинин на Урале. Практика: Сочинение сказа. Инсценировка литературного сказа Бажова. Достопримечательности Урала. Топонимика Урала. Теория: Урал - мой край родной. Верхотурье - старейший город. Высшие точки Уральского горного хребта. Граница Европы и Азии. Горы Среднего Урала. Волчиха, Семь братьев. Названия на карте. Практика: Создание макета Уральских гор. Подготовка и представление 11 сообщения «Любимое место на Урале». Тематические экскурсии.» Чем занимается родословие? Твоя родословная. Состав семьи. География семьи. Теория: Что такое родословная? Термины родства, степени родства. Происхождение русских фамилий. Уральские фамилии. Тема 3. Экология края. Природные памятники Урала. Охраняемые территории. Теория: Природные памятники Урала. Охраняемые территории. Необходимость охраны природы. Наша помощь в охране природы. Природа нашего края. Животные лесов Урала. Начинающие следопыты. Растения Урала. Ядовитые растения, грибы и ягоды. Съедобные растения, грибы и ягоды. Деревья и кустарники Урала. Водные объекты нашего края. Реки, ручьи, родники Урала. Благоустройство источников. Подземные воды и пещеры Урала. Географическое положение Свердловской области. Рельеф. Полезные ископаемые. Погода и климат. Подземные воды. Реки и озёра. Почвы. Растительный и животный мир Свердловской области. Заповедники и заказники. Охрана природы и животного мира. Погода, климат Сысертского края. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Растения и животные местности в разные времена года. Практика: Организация наблюдения за погодой, ведение дневника наблюдений. Экскурсии в поле, лес. Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы, различных пород деревьев, поиск и рисование отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.). Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц. Планирование маршрута с учетом посещения интересных мест; собрать краеведческие сведения о районе похода; составить летопись, хронику, очерк об исторических событиях. Экологическая акция по благоустройству природных источников питьевой воды и поддержание их санитарного состояния. Совместная деятельность с родителями, поиски и нанесение на карту родников. Тема 4. Геология края. Теория: Как возникли Уральские горы? Минералы, окружающие нас повсюду и их удивительные свойства. Происхождение названий минералов и их практическое применение. Минералы, впервые открытые на Урале и России. Поделочные и драгоценные камни Урала. Уральские месторождения и возникшие на них города и заводы. Всемирно известные ученые геологи. Сбор образцов минералов и руд. Золото и платина Урала. Минералы и горные породы. 2.4. Планируемые результаты. В ходе освоения программы у обучающихся планируются следующие образовательные результаты: Личностные результаты: 12 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) интерес ребенка к познанию и творчеству; 3) овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире; 4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; 5) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; 6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи познавательной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать действия; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование различных способов поиска, сбора информации; 6) готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 7) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Предметные результаты: знать: 1) расширение знаний о родном крае; 2) правила поведения на экскурсии и в походе; 3) необходимые понятия в области краеведения и туризма; владеть: 4) специальной краеведческой терминологией; 5) умениями и навыками оказания первой доврачебной помощи; 13 Раздел 3. Организационно-педагогические условия. 3.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней в неделю Количество часов в неделю Количество часов в месяц Недель в 1 полугодии Недель во 2 полугодии Начало занятий Каникулы 34 1 1 4 15 17 15 сентября 30 декабря - 9 января; 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая. 31 мая 2025г. 3.2. Условия реализации программы 1 Компас для ориентирования 2 Секундомер электронный 3 Аптечка медицинская в упаковке 4 Фонарь 5 Видеопроектор 6 Экран демонстрационный Кадровое обеспечение. Педагог подготовительной группы Комплект 2 шт. Комплект 2 шт. 1 шт. 1 шт. Методические материалы. Реализация программы обеспечена следующими методическими материалами: 1. Дидактические игры; «Связка», «Memory». 2. Конструкты занятий по темам: опасности в походе, личное и общественное снаряжение, костровое хозяйство, типы и виды костров, питание в походе, первая медицинская помощь. 3. Методические рекомендации; 4. Планы-конспекты каждого занятия. Для организации образовательного процесса используется богатый методический материал, наработанный до 2022 года работы туристско14 краеведческим объединением, постоянно пополняемая и обновляемая нормативно-правовая база; библиотека методической литературы в печатном и электронном вариантах; папки методических материалов по темам ориентирование на местности. Учебно-методический комплекс "Безопасный отдых и туризм", и литература по данному направлению; карты окрестностей Сысертского района, карта Южного Урала, нормативные документы по спортивному ориентированию, спортивному туризму (правила соревнований, разрядные квалификационные требования); упражнения по всем разделам программ; раздаточный материал. Информационное обеспечение 1. http://turcentrrfru/ Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения; 2. http://www.turist-club.ru/ Федерация спортивного туризма Свердловской области; 3. http://www.tssr.ru/ Федерация спортивного туризма России. Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля: вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий и собеседования с ним; текущий - контрольные задания на местности, учебные тренировки, выполнение воспитанниками краеведческих заданий; итоговый - участие в походах, конкурсах и викторинах. Подведение итогов реализации программы происходит во время похода выходного дня, организуемого по окончании учебного года, где на практике проверяются знания, умения и навыки каждого воспитанника. 4. Список литературы Литература для педагога Нормативные Документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным 15 общеобразовательным программам». 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Нормативные правовые акты Сысертского городского округа, Управления образования, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. 8. Устав образовательного учреждения; 9. Александрова Л. И. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: спортивное ориентирование: учеб. Пособие. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. 10. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур России, 2006. 11. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М.: Физкультура и спорт, 2003. 12. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., ЦДЮТур России, 2007. 13. Болотов С.Б., Прохорова Е.А., «Спортивное ориентирование», (выпуск). М., ЦДЮТ и К МО РФ, 2002. 14. Волков В.Н. Восстановительные процессы в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 2007. 15. Воронов Ю.С., Николин М.В., Малахова Г.Ю. Методика обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: Учебное пособие.- Смоленск, 2008. 16. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. — М.: Физкультура и спорт, 2001. 17. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. - М.: Физкультура и спорт, 2008. 18. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.- М.: Физкультура и спорт, 2005. 19. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат. 20. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.:ЦДЮТур, 2007. 21. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков - разрядников.- М.: Физкультура и спорт, 2004. 22. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М., ФиС, 2008. 23. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. М., ЦДЮТур России, 2007. 24. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур России, 2006. 25. Огородников Б.И. С картой и компасом по ступням ГТО. - М.: Физкультура и спорт, 2009. 26. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию.- М.: Физкультура и 16 спорт, 2000. 27. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков внешкольных учреждений. - М.: Просвещение, 2009. 28. Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТур, 2007. 29. Шибаев А.С. Переправа. - М., ЦДЮТур России, 2006. Литература, используемая для составления программы 1. Методические рекомендации Министерства образования СО по формированию и реализации муниципальных программ; 2. Методические рекомендации ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области. 2021 г. 3. Учебный план по дополнительному образованию Центра внешкольной работы; 4. План воспитательной работы на учебный год. 5. Иные локальные документы ЦВР Литература для обучающихся (родителей) 1. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. - М.: Компания Спутник - 2005. 2. Бочарова Н.И. В поход всей семьёй// Ребёнок в детском саду. - 2007. №3. 3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. -2-е изд., М.: АРКТИ,2003. 4. Гаранин Н.И. Менеджмент туранимации в туркомплексах // Актуальные проблемы туризма”99. - М., 1999. 5. Киселева Т.Г. ,Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУК,2000г. 6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность. - М.:, 2004. 7. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат. 8. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М... ЦДЮТур, 2008. 9. Куприн А.М. Занимательная картография. - М., Просвещение, 2005. 10. Курило Л.В. Теория и практика туристской анимации в 2 т: Т.1. Теоретические основы туристской анимации. - М.: Советский спорт, 2006. 11. Матюцкий С.П. Туристу о растениях. - М., Профиздат, 2011. 12.Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева Л.С. Фурмина.- 2-е изд., перераб. - М.: Чистые пруды.2007. 17 13. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. - М., Профиздат, 2009. 14. Рунова М.А. Активный отдых - физкультурные праздники и досуги: ст. дош. возраст. // Дош. воспитание. - 2001.- №2. 15. Савичев А.А. 49 историй. Г. Екатеринбург, 2021 г. 16. Савичев А.А. Архитектурное достояние Сысерти Г. Екатеринбург, 2018г. 17. Трубачева Н.В. Курортная анимация. // Курортные ведомости. - 2005. 18. Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТур, 2012. 19. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., ФиС, 2004. 20. Энциклопедия туриста. - М.. 2002г. 18 Карта оценки результативности усвоения блока тем Приложение по «первой медицинской помощи» в рамках программы «Юные краеведы». Цель: проверка результативности освоения образовательной программы. Ход проведения: проводится в виде проведения зачета, который включает теоретическую и практическую часть. Проводится в конце блока тем как итоговая диагностика. Название программы, срок ее освоения: «Юные краеведы», 1 год. Фамилия, имя, отчество педагога: Кутявина Ольга Викторовна Фамилия, имя учащегося: Год обучения по программе: 1 год; . Лист оценивания. Для получения зачета обучающемуся необходимо продемонстрировать знания в теоретической и практической областях доврачебной помощи. Критерий оценки: Результат (+/-): - имеются теоретические знания о видах травм, термине и средствах аптечки, применяемых при данной травме; - владеет знаниями по практическому применению навыков (наложение давящей повязки, шины, компрессов и т.д.); - применяет практические навыки правильно, без ошибок; - называет основные требования к безопасности при оказании помощи; - приводит примеры, знает возможные ошибки, видит ошибки при применении практических навыков другими обучающимися; Оценка «зачет» ставится при наличии знаний по 4 из 5 пунктов таблиц