Содержание 1. Пояснительная записка 1.1. Введение ............................................................................................... 3-4 1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность и новизна........... 4-5 1.3. Цель и задачи программы… ................................................................ 5-6 1.4. Планируемые результаты освоения программы ............................. 6-8 2. Содержание программы ...................................................................... 9-10 2.1. Организация работы с воспитанниками… ..................................... 10-12 2.1.1. Внедрение современных технологий… ...................................... 12-14 2.1.2. Календарно-тематическое планирование .................................... 14-25 2.1.3Формы и методы работы с воспитанниками… ............................ 25-27 2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников .................................... 27-30 2.3. Взаимодействие с социумом ........................................................... 30-31 3. Результативность ................................................................................ 32-33 4. Заключение .......................................................................................... 33-34 5. Список использованной литературы… ................................................. 34 1.Пояснительная записка 1.1. В Введение Федеральном дошкольного государственном образования одно из образовательном направлений в стандарте социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Диктует свои условия и технологический прогресс: активная компьютеризация породила целые новые отрасли профессий, и спрос на специалистов, работающих в IT-сфере, неуклонно растёт; возникают и совсем новые профессии. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его возможностям. Это касается не только выпускников школ. индивидуальным Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. 1.2. Актуальность Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Поэтому развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Поэтому неслучайно проблема развития любознательности, познавательного интереса у дошкольников является достаточно дискуссионной в современной научной литературе и образовательной практике. В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научнометодических основ ее проектирования и средств реализации. Началом работы по формированию первоначальных представлений о мире профессий и труде взрослых стал анализ уровня сформированности воспитанников в данном направлении. Так, диагностическое обследование по определению уровня знаний и представлений о труде взрослых на основе диагностики методики Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых», показало следующие результаты: 40% воспитанников проявляют незначительный интерес к игре, знания сформированы частично; 60% воспитанников бегло рассматривают орудия и изображения профессий. Частично используют образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения; имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают кем работают, и каким делом заняты их родители. Опрос родителей показал, что 80% из них напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии. 35% обсуждали с детьми их будущую профессию. Таким образом, появилась идея разработки Программы по ранней профориентации для воспитанников старшего дошкольного возраста «Первые шаги в мире профессий». Актуальность программы заключается в поиске наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей. Педагогическая целесообразность направлена на раннюю профориентацию старших дошкольников, формированию у них первичного представления о мире профессий через взаимодействие с семьёй и социумом. Новизна программы заключается в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий. 1.3. Цель, задачи программы Цель:формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации. Задачи: 1. Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда. 2. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления. 3. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей. 4. Взаимодействовать с семьями воспитанников через организацию «Встречи с интересными людьми». 5. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами. Отличительные особенности программы: каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в профессию»; расширять свой кругозор, представление о мире профессий посредством организации нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников «Встречи с интересными людьми». Адресность Программы Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 2 года обучения. Периодичность занятий -1 раз в неделю с сентября по май. Продолжительность занятий – 25-30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 1.4. Планируемые результаты освоения Программы В ФГОС дошкольного образования определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников: ➢ ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; ➢ способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ➢ ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; ➢ активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ожидаемые результаты на воспитанника Направление Сфера интересов Сфера представлений Сфера опыта и нравственных установок Показатели Установка ребенка Мне это интересно Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей. С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.). С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс. С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы. Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности. Способен рассказать: Я знаю ➢ о профессии и месте работы родителей; ➢о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий; ➢ о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат) об общественной значимости труда; ➢ о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека. Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится Я пробовал и оказать помощь, участвовать в привык посильной трудовой деятельности. трудиться и Гордится профессией своих создавать родителей. Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда). Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в Мои совместной со взрослым трудовой родители деятельности, при выполнении меня поручений. поддержат Сформирован: ➢ опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, собрать простейший механизм и т.п.) ➢ опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; ➢ опыт конструирования, изготовления макетов, моделей; ➢ опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; ➢ опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; ➢ опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда; ➢ опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру; ➢ опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца; ➢ опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности. Реализация Программы способствует формированию первоначальных представлений общества, о трудовой о роли труда в жизни человека и и профессиональной деятельности взрослых людей. Знакомит с миром профессий, способствует включению в доступную трудовую деятельность в детском саду и семье. Создаёт условия для приобретения до профессиональных способностей (планировать деятельность, выполнять простейшие трудовые операции по плану, по алгоритму, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда). Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов: 1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса). 2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний. 3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой- либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы). 4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного продолжения работы, результата, перспектив социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат). 5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры) 6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность самооценка результата, саморегуляции поведения. осознания действий, 2.Содержание программы Программа призвана формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования. Организация ранней профориентации целесообразна методом «погружения» ребенка в различные группы профессий, выстраивая таким образом модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям: 1. Работа с воспитанниками 2. Сотрудничество с семьями воспитанников 3. Взаимодействие с социумом 2.1. Организация работы с воспитанниками по формированию первоначальных представлений о мире профессий Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательноисследовательские навыки, общественного поведения формируется понимание норм и и представителями различных правил профессий. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса а так же за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно- ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания. Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации: – игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные); – продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов); – выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого); – экспериментирование. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей. Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. 2.1.1. Внедрение современных технологий. Чтобы сформировать интерес к труду взрослых, необходимо внедрение современных педагогических технологий, максимально направленных на формирование ранней профориентации у воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации. 1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. 2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Технология познавательно – исследовательской деятельности – это совокупность последовательных действий педагога; направленных на получение детьми знаний, путём тесного соприкосновения с чем – либо в специально созданных условиях, для определения чего – либо, опытным путем. Она способствует открытию знаний самим ребёнком. Значимость технологии исследовательской деятельности в том, что она помогает развить в детях любознательность и наблюдательность, находить и раскрывать неизвестное, которое они не могут выполнить в силу только своих знаний, что приводит к поиску нужной информации через проведение экспериментов и опытов, на основе анализа результатов которых выявляется ответ на возникшую проблему. В связи с этим развивается творческая активность детей, мышление, умение классифицировать, анализировать, прогнозировать результат, сопоставлять факты и делать соответствующие выводы, формируются навыки проведения опытов и экспериментов, развиваются и формируются коммуникативные качества детей. 3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно- ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой. Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетноролевыми играми со стороны взрослого. Так как педагогу отводится немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создания интереса к игре. И только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, дети вовлекаются в сплочённые группы, с желанием участвуют в игровых действиях и могут полностью реализовать себя в игре. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств для создания своего образа. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры. 2.1.2. Календарно-тематическое планирование СЕНТЯБРЬ 1 НОД «Труд – основа жизни». неделя Обсуждение пословицы «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» Цель: формировать у воспитанников представление о том, что весь окружающий мир, все товары и услуги создаются трудом. 2 «Разговор о профессиях». Цель: актуализировать у детей неделя Рисование на тему: «Кем я знания о профессиях прошлого буду, когда вырасту?» (пахарь, ткач и т.д.) и профессиях настоящего Цель: формировать способность детей к сюжетному рисованию, рисованию человека. 3 Беседа «Профессия -учитель» Цель: посредством неделя Чтение Э. Успенский «Дядя художественной литературы, Федор идет в школу» обогащать знания детей о школе, профессии учителя, воспитывать уважение к труду взрослых. 4 Экскурсия в школу Цель: расширять представления о неделя Сюжетно-ролевая игра школе: здесь дети учатся читать, «Школа» писать, узнают много интересного. Цель: формировать социальную компетентность у детей через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр «Школа». ОКТЯБРЬ 1 «Знакомство с сельско- Цель: формировать понятие о неделя хозяйственными социальной значимости труда профессиями». хлебороба; Чтение стихотворения О. закрепить представление о том, Повещенко «Хлебороб» что хлеб нужен каждому человеку; воспитывать уважительное и благодарное отношение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу. 2 Лепка из соленого теста Цель: Развивать интерес к неделя «Хлеб, баранки, калачи» трудовой деятельности, формирование навыков работы с соленым тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами. 3 «Встречи с интересными Цель: систематизировать и неделя людьми» закрепить знания детей о «Профессия повар-кулинар» профессии повара, пекаря посредством взаимодействия с родителем воспитанника. 4 «Сюжетно-ролевая игра: Цель: расширять знания детей о неделя Пекарня» труде работников пекарни: тестомеса, разделочника, заведующим пекарней, пекаря, водителя. Углубить представления детей о производимой продукции на пекарне. НОЯБРЬ 1 Просмотр презентации Цель: актуализировать знания неделя «Важная профессия – детей о профессии пожарного, с пожарный» качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии. 2 Встречи с интересными Цель: расширять знания детей о неделя людьми «У нас в гостях профессии пожарного, его пожарный» опасным трудом, некоторыми правилами пожарной безопасности. 3 Виртуальная экскурсия в Цель: актуализировать знания неделя пожарную часть детей о профессии пожарного, обогащать знания о технике и оборудовании пожарных, их спецодежде, транспорте 4 Сюжетно-ролевая игра «Мы- Развивать умение детей неделя пожарные» самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий. ДЕКАБРЬ 1 «Профессия – швея» неделя 2 Чтение рассказа Н. Носова неделя «Заплатка» Просмотр презентации «Российские модельеры» 3 Рисование «Дом модельеров» неделя 4 Сюжетно-ролевая неделя «Ателье» игра Цель: Расширение знаний детей о профессиях работников детского сада, о значимости их труда для жизнедеятельности детей, расширять знания о профессиональных навыках швеи, значимости ее труда. Цель: воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, важности. Помочь детям почувствовать комизм ситуации, изложенной в художественном произведении. Цель: формировать у детей первоначальные представление о профессии «модельер», познакомить с творчеством знаменитых российских модельеров Ю. Юдашкиным и В. Зайцевым. Цель: развивать умение рисовать по собственному замыслу, воображению, дать детям возможность почувствовать себя «модельерами» Цель: актуализировать знания детей о профессиях модельер и секретарь; закрепить названия профессии людей, которые изготавливают одежду (швея, закройщик, гладильщик). ЯНВАРЬ 2 Беседа «Знакомство с Цель: Дать детям представление о неделя профессией инспектор ДПС» работе инспектора ДПС. Закреплять знания детей о правилах поведения на дороге. Воспитывать уважение к профессии инспектора ДПС 3 Дидактическая игра Цель: закрепить представления неделя «Три сигнала светофора» детей о назначении светофора, о 4 Чтение С. Михалкова неделя «Дядя степа милиционер» ФЕВРАЛЬ 1 Просмотр презентации неделя «Военные профессии» Чтение стихотворения А. Гришина «Защитники Отечества» 2 Конструирование «Военная неделя техника» «Спортивное развлечение «Мы – будущие защитники» его сигналах, развитие внимания, речи, актуализировать знания детей о профессиональных навыках инспектора ДПС. Цель: закрепить безопасном поведении на улицах и дорогах, о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках, посредством художественной литературы обогащать знания детей о профессии сотрудник ДПС. Цель: закреплять знания детей о родах войск, военных профессиях. Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Цель: закреплять навыки конструирования по схемам, развивать конструктивные навыки. Цель: воспитывать в детях желание быть похожими на солдат и офицеров, желание служить в Российской Армии. 3 Встреча с интересными Цель: формировать начальные неделя людьми представления о профессии «У нас в гостях военный» военный, об особенностях его службы, форме. 4 Викторина «Есть такая Цель: Используя игры и задания, неделя профессия – Родину закрепить знания детей о защищать…» некоторых родах войск в армии, и показать их назначение. МАРТ 1 НОД «Профессия Цель: пополнить знания детей о неделя библиотекарь» трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам. Воспитывать в детях чувство уважения к чужому труду. 2 Экскурсия в библиотеку Цель: закреплять знания детей о неделя профессии библиотекаря, содержанием и значимостью его труда для жителей 3 Изготовление неделя самоделок 4 Сюжетно-ролевая неделя «Библиотека» книжек - Цель: изготовление книжекмалышек, развитие у воспитанников устойчивого интереса к книге, а также бережному отношению к ним. игра Цель: научить детей умению самостоятельно развивать сюжет игры «Библиотека», способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов. АПРЕЛЬ 1 Встреча с интересными Цель: закреплять знания о неделя людьми «У нас в гостях профессиональных качествах старший сержант полиции» полицейского, его профессиональном оборудовании. Учить вести диалог с взрослыми. 2 Конструирование из бумаги Цель: развивать умении неделя «Жезл для полицейского» конструировать из бумаги, аккуратно пользоваться ножницами и клеем 3 Сюжетно-ролевая игра «На Цель: закрепить знания детей о неделя дороге» правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. МАЙ 1 Дидактическая игра Цель: развивать умение неделя «Кто что делает?» соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда 2 Дидактическая игра «Кому, Цель: закрепления знаний о том, неделя что нужно для работы?» что людям помогают в работе разные вещи; развивать умение соотносить орудия труда с профессией людей. 3 Диагностическое обследование неделя 4 Подведение итогов, аналитические неделя материалы Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет (2 год обучения) СЕНТЯБРЬ 1 НОД «Кто неделя больнице?» работает в Цель: систематизировать у детей знания об основных медицинских профессиях. Познакомить с медицинским кабинетом, его оборудованием. 2 Аппликация «Доктор Айболит» Цель: формировать умение неделя аккуратно наклеивать детали опираясь на образец; ориентироваться на листе бумаги. Встреча с интересными людьми Цель: 3 познакомить с неделя «У нас в остях врач скорой особенностями труда врача помощи» скорой помощи. 4 Сюжетно-ролевая игра Цель: расширять знания неделя «Больница» детей о специальностях врачей, использовать в играх знания о поликлинике, работе врачей, учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. ОКТЯБРЬ 1 Просмотр презентации «Кто Цель: расширять знания детей о неделя работает в аптеке» профессиях работников социальной медицинской сферы; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»; закрепить знания о профессиях фармацевт и провизор. 2 Чтение стихотворения с Цель: развивать умение слушать неделя последующим обсуждением С. внимательно, анализировать Михалкова «А что у вас?» услышанное, высказывать свое мнение; воспитывать уважение к труду и ценностного отношения к труду других людей и его результатам. 3 Беседа «Скорая медицинская Цель: познакомить с неделя помощь» профессиями «Скорой медицинской помощи» НОЯБРЬ 1 Дидактические игры «Угадай, Цель: закреплять знания детей о неделя что я делаю», «Назови предмет, материалах, инструментах, которого не хватает» оборудовании, необходимых людям разных профессий. Расширить представления детей о трудовых действиях 2 Просмотр мультфильма неделя «Фиксики»(серия лаборатория) Цель: формировать у детей первоначальные представления о современной профессии – инженер, о научной деятельности в лабораториях. 3 Квест –игра «Приключения Цель: формировать у детей неделя юного инженера » представления о разнообразии инженерных специальностей, важности и пользе этих профессий для людей. 4 Сюжетно-ролевая игра Цель: продолжать формировать у неделя «Инженеры строят дом» детей представления о труде людей разных профессий. Расширить у детей представления о труде работников производственно — технического отдела в строительстве. ДЕКАБРЬ 1 Строительные игры Цель: формировать умение неделя «Конструируем дома» (по детей творчески схемам) применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять умение детей строить разные дома, учить конструировать по чертежу. Воспитывать ценностное отношения к людям строительных профессий. 2 Лего – выставка «Мы – Цель: развитие неделя юные инженеры» конструкторскихспособностей 3 НОД «Профессия-археолог». неделя детей, познавательно исследовательской деятельности и технического творчества ребенка. Цель: познакомить детей с профессией«Археолог», обратить внимание на важность и трудность выполняемой работы, со спецификой его труда, инструментами. ЯНВАРЬ 2 Защита детско-родительского проекта «археолог» неделя 3 Беседа «Краеведческий музей» Цель: закреплять знания о неделя значимости профессии «археолог», воспитывать любовь к родному краю, ценностное отношение к труду взрослых. 4 Сюжетно-ролевая игра Вызвать интерес у старших неделя «Раскопки археологов» дошкольников к профессии археолога и его деятельности, формировать понимание её общественной значимости. Развивать интерес к археологическим открытиям и исследованиям, воспитывать уважение к профессии археолога. Развивать творческое воображение, логическое мышление, образную речь, ответственность и внимание. ФЕВРАЛЬ 1 Профессия «Актер». Цель: сформировать неделя представлений о мире профессий художественноэстетической направленности 2 Изготовление атрибутов для Побуждать использовать в игре неделя игры «Театр»: предложенные атрибуты и билеты, афиша, деньги, предметы-заместители реквизит для спектакля 3 Сюжетно-ролевая игра «Театр» неделя Закреплять представления детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре; учить действовать в соответствии с принятой на себя ролью, развивать выразительность речи; формировать доброжелательное отношение между детьми, нравственноэтические нормы поведения Постановка мини-спектакля для детей из других групп 4 неделя МАРТ 1 Беседа «Что такое деньги? неделя Познакомить детей с разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран) 2 НОД «Поговорим о Цель: познакомить детей с неделя профессиях» (профессии профессиями работников работников банка) банка (управляющий, бухгалтер, кассир, охранник, инкассатор, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к современным профессиям. 3 Виртуальная экскурсия в банк Заинтересовать детей новыми неделя профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета 4 Сюжетно-ролевая игра: «Банк» Систематизировать знание детей неделя о банке и банковских служащих, а также о работе салонов красоты на основе полученных знаний. Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, игровую деятельность детей. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к труду взрослых АПРЕЛЬ 1 Беседа воспитателя о профессии Уточнить представления детей о неделя «Космонавт» содержании работы космонавта, о личностных качествах человека этой профессии. 2 Настольно-печатная игра Побуждать детей играть неделя «Полет на луну» совместно, не нарушая правила игры 3 Просмотр мультфильмов о Вызвать у детей интерес к неделя космосе: «День рождения космонавтике Алисы», «Полет на луну» 4 Сюжетно-ролевая игра Активизировать знания детей об неделя «Космическое путешествие» окружающем мире, о Земле, формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний, побуждать к содержательному общению друг с другом, воспитывать положительные взаимоотношения в детском коллективе МАЙ 1 Знакомство с профессией – Раскрыть сущность рекламы, неделя рекламист дать детям представление о профессии рекламиста. Познакомить с разновидностью рекламы: наружная реклама 2 Рассказ воспитателя «Труд Формировать у детей интерес к неделя менеджера, рекламного агента» людям новых профессий; Аппликация показать значимость каждой из «Жила была конфета» них (витрина магазина) – Продолжать формировать наружная реклама. умение работать ножницами, вырезывать детали и наклеивать их, выполнять начатое дело до конца, развивать аккуратность и фантазию, творческое воображение, логическое мышление, связную речь. Развивать умение создавать предметную аппликацию на заданную тему 3 Сюжетно-ролевая неделя «Рекламное «Гномики» игра Познакомить детей с агентство: профессиями - директор рекламного агентства, менеджер по рекламе, промоутер, и т.д. Учить изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию. 4 Диагностическое обследование неделя Подведение итогов, аналитические материалы 2.1.3. Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых Для ознакомления детей с трудом взрослых использую традиционные методы обучения и воспитания: • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); • наглядный (наблюдение процессов людей конкретных трудовых разных профессий рассматривание картин и иллюстраций); • практический материалами, • (экспериментирование с разными опыт хозяйственно-бытового труда); игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). Наиболее действенные трудом взрослых способы ознакомления детей с – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии. В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. Вышеперечисленные форм работы с детьми благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Мне, как педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого мне нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает: -подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; -создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда; -подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; -подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; -подбор мультфильмов, связанных с видеофильмов, видеороликов, темой «Профессии»; -выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых; -оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; -оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; -материалы для сюжетно-ролевых игр. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей. 2.2. «Встречи с интересными людьми как одна из эффективных форм взаимодействия с семьей» Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Учреждения с семьей. Сегодня актуальным становится поиск таких путей и форм работы с семьёй, которые бы эффективно решали задачи дошкольного образования. Федеральный родителей государственный стать образовательный равноправными стандарт участниками призывает воспитательно- образовательного процесса. Такой подход способствует формированию детско-родительских отношений, позволяет выстроить общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло не только на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, но и способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию. Огромная роль в этом принадлежит взрослым, особенно близким людям. Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к миру ребенок пронесет через всю жизнь. Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка, прежде всего его мама и папа. В.А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». «Встречи с интересными людьми» — это форма работы с семьей, которая позволяет воспитателю достичь цели своей педагогической деятельности, а родителям быть не пассивными зрителями, а стать активными участниками образовательного пространства. Эти встречи обогащают представления детей об окружающем мире, развивают познавательный интерес, коммуникативные навыки, повышают родительский авторитет, способствуют укреплению детско-родительских отношений, укрепляют позитивное отношение родителей к дошкольному учреждению, а также решают задачи ранней профориентации дошкольников. Темы проводимых встреч должны быть разнообразными. Содержание может быть вариативным – это позволит родителям принимать участие в выборе более подходящего, по их мнению, варианта. Вместе с тем, благоприятные условия трудового воспитания создаются только в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребенка очень важный стимул. В начале учебного года на собрании необходимо предложить идею встреч с интересными людьми различных профессий. Родители с радостью откликнуться и предложат свое участие. Таким образом, воспитанники группы будут познакомлены с такими профессиями как врач, пожарный, сотрудник ДПС, офицер военной разведки, повар-кондитер, инженер-строитель. В преддверии празднования Международного Дня Повара, запланирована встреча с поваром. Профессия повара совсем нетрудная, так сначала могут подумать ребята. Ведь каждый день мама или бабушка готовят завтрак, обед, ужин: варят кашу, борщ. Повар расскажет ребятам о том, что профессия повара одна из древнейших профессий в мире, всегда и всюду люди пользуются результатами труда поваров. Затем покажет детям книги с кулинарными рецептами, которые она с коллегами использует в работе, технологические карты изготовления выпечки, где точно указано, сколько какого продукта нужно взять, чтобы получился вкусный сладкий торт или пирожные. Но самым интересным и увлекательным для ребят станет минимастер класс по карвингу, из которого дети узнают, как красиво и необычно можно украсить торт или витаминный салат фруктами или овощами, и обычное повседневное блюдо превращается в произведение искусства. Для реализации задач по ознакомлению дошкольников с профессией пожарного, в группу приглашается пожарный из пожарной части. Он в доступной и увлекательной форме расскажет о боевой одежде пожарного. Детям представится уникальная возможность померять спецодежду, рассмотреть, изучить средства защиты пожарных от огня. Эта встреча станет для детей познавательной и запоминающейся не только по теме проекта, но и вызовет большой интерес и уважение к профессии. Ребята долго не захотят отпускать гостя! С целью обогащения у воспитанников представлений о труде взрослых, в группу приглашают инспектора ДПС, который рассказал детям о особенностях своей профессии, о форме полицейского, об профессиональном оборудовании и спецтехнике, используемой сотрудниками ДПС во время работы, о том какими внутренними качествами должен обладать человек, желающий работать в полиции. В игровой форме закрепит с воспитанниками основные знания о дорожной безопасности, правила поведения на дороге, дети научатся предвидеть опасность, быть бдительными на проезжей части. Ребята получат массу впечатлений от данной встречи, и закрепят свои знания по правилами дорожного движения, а также пообещают быть примерными участниками дорожного движения и строго соблюдать правила безопасного поведения на дороге. Накануне Дня защитника Отечества планируется встреча на тему «Папа может все, что угодно», героем которой будет военнослужащий. Принимая такого гостя, дошкольники с большим интересом выслушают рассказ о службе, рассмотрят фотографии, изучат форму военного, примеряли на себя фуражку. Военный пожелает детям расти здоровыми, быть готовыми к защите своего Отечества, любить Родину. Такие встречи с родителями (людьми разных профессий) вдохновляют детей, помогают им постичь этот многогранный мир будущих профессий. После таких встреч дети долго остаются под впечатлением увиденного, услышанного, ребята испытывают чувство гордости, радости, счастья, удовлетворения. Реализуемая форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» - эффективна, актуальна, значима для установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечения семьи и ДОУ в единое информационное пространство для сотрудничества. Рассказы родителей об особенностях разных профессий приносят ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес. В ходе таких встреч у дошкольников формируется положительное отношение к труду и задатки ранней профориентации. 2.3. Как «Взаимодействие с социумом» интересно рассказать детям о разных профессиях? Показать детям, как трудятся взрослые. Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно. Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе! Тесное взаимодействие с социальными партнерами поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей. Социальное партнёрство в Учреждении – это инструмент развития комплексного многостороннего взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса, содружества социальных партнёров. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него, тем легче в будущем для него сделать свой решающий выбор. Социальное партнерство с всевозможными организациями района обогащает систему работы по ранней профориентации в дошкольной образовательной организации. Живая совместная деятельность детей и социальных партнёров гарантирует развитие ребенка. 3. Результативность Результативности реализации данной Программы заключается в выявлении качественных представлений у изменений воспитанников уровня старшего сформированности дошкольного возраста о многообразном мире профессий. Для определения уровня сформированности представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых используются такие методы, как: метод индивидуальных бесед, ситуаций – выбора, педагогического наблюдения. Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников касающихся: • уровня сформированности знаний о значимости труда людей в ходе профессиональной деятельности, представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества; • потребности использовать данные знания и умения на практике; • уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки; • уровня знаний и умений отражать трудовую деятельность взрослых в практической повседневной деятельности. Результаты диагностирования детей позволят выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий). Высокий уровень. Воспитанник интересуется и любит играть знает и называет профессии продолжительно остаётся в игре отвечает на вопросы четко и полным ответом эмоционально реагирует на поставленные ситуации наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе использует в речи слова обозначающие орудия труда, действия, называет профессии.использует образные сравнения при рассматривании предметов; выражает собственного мнения и проявляет отношение к профессиям и орудиям труда. Средний уровень. Воспитанник проявляет незначительный интерес к игре знания сформированы частично; бегло рассматривает орудия и изображения профессий ; частично отвечает на вопросы отвлекается недостаточно эмоционально реагирует на вопросы наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе игры частично использует в речи слова –обозначающие орудия труда, действия , называет профессии. частично использует образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения. Низкий уровень. Ребёнок не интересуется и не любит заниматься играми не знает и не называет профессии и орудия труда не проявляет интереса при рассматривании картинок о профессиях; не отвечает на вопросы не слушает; не наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе игровой деятельности; не использует в речи слова –обозначающие орудия труда, действия ,называет профессии. не использует образные сравнения при рассматривании предметов; не выражает собственного мнения по отношению к профессиям. Прогнозируемые результаты программы: воспитанники будут иметь четкие представления о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризовать процесс организации их труда. Понимать значимость труда людей. Иметь представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывать чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявлять стремление получать знания о труде взрослых. 4. Заключение Уже в детском саду детей начинают понемногу знакомить с существующими профессиями. Родители, пытаясь всячески развивать своего ребёнка, водят его в разные кружки и спортивные секции. С самого детства нас спрашивают - кем мы хотим стать? Можно сказать, что наша профориентация начинается с детского сада. Желая добра своим детям, мы пытаемся их всесторонне развивать, видим в них будущих гениев. Нам хочется, чтобы они стали великими учёными и изобретателями, известными актёрами, певцами, политиками, архитекторами, юристами, банкирами и пр. «Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят». Собственно, именно в этой формуле и заложен перечень вопросов, которые обычно задают оптантам – молодым людям, совершающим свой первый профессиональный выбор. 5. Список использованной литературы 1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с. 2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. 3. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с. 4. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика- Синтез, 2005 5. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К. П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2008